Опубликовано в журнале СловоWord, номер 58, 2008
У избирателей, заинтересованных в безопасности, свободе и процветании Америки, есть конкретный выбор. Выбор № 1: они могут проголосовать в президентских выборах, которые могут показаться вполне занятными, но на самом деле дадут блеклое представление о том, что именно делать с миром в 2009 году. Ведь сами кандидаты больше заинтересованы заполучить голоса, нежели объяснить, как именно они намереваются править.
Выбор № 2: прочитать книгу Роберта Кагана «Возвращение истории». Каган, работающий в Council of Foreign Relations, чья жена является американским послом в НАТО, предлагает ясный, доступный, откровенный анализ сегодняшних проблем и как именно Америка должна с ними справиться.
Книга – гораздо лучший выбор.
«Возвращение истории» ссылается на книгу Франсиса Фукуямы «Конец истории» (1992), в которой Фукуяма предложил знаменитый тезис: с победой в Холодной войне эволюция общества подошла к концу. Но Фукуяма заблуждался. Хотя понятие государства осталось прочным, сам мир после Холодной войны оказался таким же непредсказуемым, зыбким, и непрочным, как и само прошлое.
Каган пишет об этом просто: «Мир не изменился. В большинстве стран понятие государства остается таким же прочным, но вместе с ним возникают националистические амбиции, страсти и соревнование, которые формируют историю». Каган утверждает, что вместо процветающей утопии после Холодной войны, мир стал «снова нормальным». Страны не превратились в мировое гармоничное сообщество. Напротив, они по-прежнему соревнуются и создают препятствия друг для друга, как и раньше.
Каган именно об этом и говорит: принимайте это, как должное. Конкуренция между государствами была и будет продолжаться.
Каган анализирует многие страны, их возможности и намерения в отношении Соединенных Штатов. Он сосредоточился на развивающихся странах: на Китае, Иране, Индии и России, странах, которые изобилуют нефтедолларами и заказами Уол-Марта. Анализ каждого государства краток и проницателен. Каган берет такие сложные дилеммы, как американско-китайские отношения, и смотрит в корень проблемы: «Каждый
день китайская военная машина готовится к возможной войне с Соединенными Штатами из-за Тайвана», пишет он. «Китайское государство желает избежать этой войны, но понимает, что рано или поздно она станет неизбежной».
Большую угрозу представляют государства-«автократы», чья идеология сосредоточена на укреплении аппарата власти страны, нежели «демократические» государства, где власть находится в руках избирателей.
Мир и процветание не придут от партнерства великих держав, как это происходило в 18-м столетии, во время «Союза Европы». В те годы у стран была единая идеология, которая в наше время отсутствует. Как пишет Каган, «сегодня крупные державы почти не имеют общих ценностей и общей морали».
Каган утверждает, что Соединенные Штаты должны обезопасить себя через альянс со странами-единомышленниками. «Демократии мира должны задуматься о том, как им защитить свои общие интересы и принципы в тех условиях, когда их власть находится под угрозой». Каган называет это сообщество «Союзом демократий».
Сегодняшние международные институты не в состоянии добиться этой цели, ибо в них имеют членство страны, где отсутствуют свобода человека, защита частной собственности, как и свободный рынок. ООН не в состоянии разрешать «крупных проблем» из-за того, что свободные и авторитарные государства не могут договориться.
Интересно, что группы, вроде аль-Каиды, не входят в основной список Кагана. Осама бен Ладен не появляется до самой последней главы, и даже там упоминается в контексте «безнадежной мечты радикального Ислама». Каган признает, что борьба с международными террористическими группировками будет долгой. Однако, это борьба, в которой террористы не могут одержать победу. «Мусульмане не в состоянии вернуть их общество на 1,400 лет назад, даже если остальные государства мира им это разрешат…» и они этого не сделают. Победа эта требует захвата всего Ближнего Востока и современные силовые страны не позволят этого сделать.
В конце книги Каган призывает к созиданию нового партнерства. После Второй мировой войны Соединенные Штаты смогли создать крупные международные институты, которые неплохо прослужили до конца ХX века. Но если в эти институты вторгаются страны, вроде вновь воспрянувшей России, то Америка и ее союзники должны создать новые сообщества, оставляя в прошлом старые. «В мире, который все больше делится на демократические и авторитарные блоки, демократические страны должны держаться вместе».
История возвращается. Вновь началась борьба за будущее. Демократии мира должны принять вызов или погибнуть.
Перевод Александра Вейцмана