Опубликовано в журнале СловоWord, номер 58, 2008
Дочь М.Бейлиса Рая Бейлис и Михаил Мисонжникв еврейском центре Бронкса
Предисловие Михаила Мисонжника к переведенной им на русский язык
книге Менделя Бейлиса «История моих страданий», которая была
написана и опубликована Бейлисом в Америке на английском языке.
В начале XX века об этом судьбоносном для евреев России процессе знали почти в каждом еврейском доме. В те годы каждое упоминание в прессе еврейской фамилии воспринималось евреями очень настороженно. Уже прокатилось по всей России множество еврейских погромов, произошёл печально знаменитый Кишинёвский погром, унёсший множество человеческих жизней, уже миллионы евреев покинули Россию и направились кто в Америку, кто в Аргентину, а кто, увлёкшись сионистской идеей, – создавать своё собственное государство в Палестине.
И вот новое горе – Дело Бейлиса.
Процесс этот, привлёкший к себе огромное, напряжённое внимание всей России, был организован главарями киевских черносотенцев при содействии высших властей, включая самого министра юстиции И. Г. Щегловитова. Мендель Бейлис – приказчик на кирпичном заводе Зайцева – был обвинён в том, что 20 марта 1911 года убил православного мальчика Андрея Ющинского. Черносотенная пресса заявила, что убийство было совершено с ритуальной целью. Этой же версии придерживались лидеры правых в 3-й Государственной Думе В.М.Пуришкевич и Н.Е.Марков, которые внесли в Думу запрос, требуя расследования убийства Ющинского. 12 июля 1911 года Бейлис был арестован. При поддержке департамента полиции черносотенцы развернули подстрекательскую антисемитскую кампанию, угрожая погромами.
Нетрудно себе представить, какой удар был бы нанесён по российскому еврейству, если бы планы черносотенцев осуществились и суд признал бы, что это было ритуальное убийство. На карту была поставлена не только судьба Бейлиса, но судьба всего российского еврейства и его честь.
Мендель Бейлис
Бейлис провёл в тюрьме под следствием более двух лет. В его защиту выступили самые благородные, совестливые, честные люди в России и за рубежом: В.Г.Короленко, А.А.Блок, В.И.Вернадский, A.M. Горький, Д.С.Мережковский, Анатоль Франс и другие. Особое место в этом ряду принадлежит Владимиру Галактионовичу Короленко, Знаменитый российский писатель, почётный академик Петербургской Академии Наук не понаслышке знал жизнь и традиции евреев. Он родился и вырос в черте оседлости. Житомир и Полтава в те годы имели статус «столиц» галутного российского еврейства. У Короленко было много друзей-евреев. Достаточно прочесть его рассказ «Мендель», чтобы убедиться, что писателю были знакомы еврейские традиции. Я особо это подчеркиваю, потому что черносотенцы, да и вообще любые националисты питают ненависть к другим народам, не зная ни их истории, ни религии, ни традиций, а доверяя лживым слухам, распускаемым теми, кому это выгодно.
В 1911 году в преддверии процесса над Бейлисом в Петербурге проходили собрания юристов, журналистов, писателей, и В. Г. Короленко, который участвовал в этих обсуждениях, составил текст коллективного протеста, озаглавленный «К русскому обществу (по поводу кровавого навета на евреев)». Протест этот был опубликован, его подписали многие писатели, общественные деятели и учёные. В декабре этого же года появилась статья Короленко «К вопросу о ритуальных убийствах», посвященная опровержению разного рода легенд и слухов о кровавых ритуалах и традициях иудеев.
По мере приближения процесса, Короленко стали осаждать просьбами лично выступить на суде в защиту Бейлиса. Это отвечало и его желанию, но обострившаяся болезнь сердца помешала ему взяться за это. Однако Короленко всё же приехал из Полтавы в Киев, чтобы присутствовать на процессе. Начиная с 20 октября в столичных газетах стали появляться корреспонденции В.Г. Короленко о ходе процесса. Содержание этих статей полностью соответствует изложению событий в публикуемой автобиографической повести Менделя Бейлиса. Я же приведу лишь цитату из статьи Короленко об окончании процесса.
В.Г. Короленко
«Среди величайшего напряжения заканчивается дело Бейлиса. Мимо суда прекращено всякое движение. Не пропускаются даже вагоны трамвая. На улицах – наряды конной и пешей полиции. На четыре часа в Софийском соборе назначена с участием архиерея панихида по убиенном младенце Анд рюше Ющинском. В перспективе улицы, на которой находится суд, густо чернеет пятно народа у стен Софийского собора. Кое-где над толпой вспыхивают факелы. Сумерки спускаются среди тягостного волнения. Становится известно, что председательское резюме резко и определённо обвинительное. После протеста защиты председатель решает дополнить своё резюме, но Замысловский возражает, и председатель отказывается. Присяжные ушли под впечатлением односторонней речи. Настроение в суде ещё более напрягается, передаваясь и городу.
Около шести часов стремительно выбегают репортёры. Разносится молнией известие, что Бейлис оправдан. Внезапно физиономия улиц меняется. Виднеются многочисленные кучки народа, поздравляющие друг друга. Русские и евреи сливаются в общей радости. Погромное пятно у собора сразу теряет своё мрачное значение. Кошмары тускнеют. Исключительность состава присяжных ещё подчёркивает значение оправдания».
Суд над Бейлисом, начавшийся в Киеве 25 сентября 1913 года, освещался газетами всего мира. Защищали Бейлиса лучшие адвокаты – О.О.Грузенберг, Н.П.Карабчевский, А.С.Зарудный и В.А.Маклаков. Гражданскими истцами, как уже упоминалось, выступали члены фракции крайне правых в 3-й Государственной Думе А.С. Замысловский и адвокат А.С. Шмаков, в качестве экспертов обвинения выступали ксёндз И.Е.Пранайтис и профессор И.А.Сикорский, однако их доводы были опровергнуты Б.М.Бехтеревым, И.Г.Троицким, А.А.Глаголевым, московским раввином Я.М.Мазе и семитологом П.К.Коковцевым. Присяжными заседателями были в основном сельские жители – простые русские крестьяне, но, несмотря на давление властей и черносотенцев, даже такой состав присяжных 30 октября 1913 года признал невиновность Бейлиса.