Опубликовано в журнале СловоWord, номер 58, 2008
29 ноября 1947 года Организация Объединённых Наций приняла резолюцию об образовании государства Израиль. 14 мая 1948 года в 8 часов утра в Иерусалиме был спущен флаг Соединённого Королевства и мир услышал по радио голос Давида Бен-Гуриона, огласившего Декларацию Независимости нового государства – родины всех евреев, которое «будет придерживаться возвещённых еврейскими пророками заповедей свободы, справедливости, мира».
До этого на Земле не случалось ничего подобного!
Обыкновенное чудо: государство Израиль существует уже шестьдесят лет! И каких лет! Сегодня – это процветающая, демократическая, высокоразвитая страна. Пустыня превращённая в цветущий сад! И под непрекращающимся артиллерийским обстрелом. Ни дня без войны.
Шестьдесят лет для истории – это песчинка с Тель-Авивского пляжа. А для документа ООН – это время, подтвердившее правильность принятого решения о создании государства Израиль. Государство состоялось. Государство жизнеспособно. Государство является хорошим примером для многих других стран.
Обыкновенное чудо!
В этот праздничный день, а по еврейскому календарю в этом году он совпал с днём Победы над фашистской Германией – 8 мая, многие израильтяне собрались за праздничным столом и подняли свои бокалы за мир на святой земле. По всей стране прошли гуляния, гремел салют, небо разукрасили фейерверки и, конечно, был военный парад. Счастливые, радостные люди прошли по улицам городов под бело-голубыми знамёнами с шестиконечными звёздами.
Но был и другой парад. Его очевидец, Иосиф Флавий, описал этот парад в своей легендарной книге «Иудейская война»:
Семидесятый год нашей эры. Иерусалим осаждён римскими войсками. Перед последним штурмом император Тит, стремящийся завоевать сердце еврейской принцессы Береники, даёт защитникам Иерусалима шанс одуматься и обещает сохранить им жизнь, если они сдадут город без боя. Для большего устрашения Тит устраивает военный парад на видном для осаждённых месте. Он вручает каждому солдату жалованье и награды. Стоя рядом с принцессой Береникой Цезарь принимает парад.
Вне досягаемости для выстрелов, но на глазах у осаждённых проходят войска. Легионы идут по шесть человек в ряд, в полном вооружении, с открытыми щитами, которые обыкновенно накрывались чехлами, обнажив мечи. Всадники ведут под уздцы разубранных коней. Ярким блеском серебра и золота сияет окрестность города. А осаждённые смотрят с иерусалимских стен на это зрелище. Вся северная стена, кровля храмовой колоннады и храма усеяна людьми, даже крыши домов покрылись любопытными. Весь город, казалось, кипел толпами людей, созерцавшими мощь, многочисленность и блеск своих врагов.
Но Тит был мрачен и расстроен: вон сидят евреи на своих стенах, на крышах, тысячи осаждённых, смотрят и молчат. Если бы они хоть кричали, насмехались. Но их молчание служит признаком ещё более глубокого неприятия. Да и Береника за всё время, что армия маршировала мимо неё, не проронила ни слова. И тут Тит принимает решение: последнюю попытку договориться. Начальник подобной армии может предложить противнику соглашение, не боясь, что в этом усмотрят признак слабости. Тит посылает на переговоры Иосифа Флавия, который мог говорить с соотечественниками на их родном языке. Иосиф обходит стену и останавливается против главных ворот на расстоянии чтобы быть услышанным. На Иосифа смотрят со всех валов римляне, с городских стен – евреи. Со всей присущей Иосифу пылкостью в своей пространной речи он пытается уговорить евреев сдаться на милость победителя, сохранить город и храм. Когда Иосиф закончил говорить, наступает напряжённая тишина. Все замирают в ожидании. И тут ворота со скрипом приоткрываются… из ворот к Иосифу Флавию выходит свинья.
Иерусалим был разрушен, храм сожжён, а его сокровища отправлены в Рим.
Римское господство продолжалось непрерывно до 395 года н.э.
С тех пор прошло тысяча девятьсот тридцать восемь лет.
Необыкновенное чудо!
Отстроен Иерусалим. Возродилось государство. Благодаря Провидению, не смотря ни на что, Израилю сегодня – шестьдесят!
Счастливого тысячелетия тебе страна Израиль!
Ефим Тайблин