Перевод из «Нью-Йорк Пост» от 3 февраля 2008 г.
Опубликовано в журнале СловоWord, номер 57, 2008
Как Интернет может поглотить прибыли среднего класса.
О книге Н. Каппа
«Большой Переключатель, или Как мир связывается заново. От Эдисона до Google»
Трудно представить жизнь без Интернета. Мы пользуемся им для связи и общения, в поисках информации и знаний, ради забавы и для получения прибыли. Он глубоко трансформирует нашу политику, экономику и культуру.
Однако по мере того, как Вселенная Web 2.0 становится все более «осетченной», она, по мнению писателя на технологические темы Николаса Карра, начинет открывать свои темные стороны.
«Большой Переключатель», который фигурирует в заглавии книги, – это быстрый прогресс компьютеризации, от настольной установки до самой Сети, или «Всемирного Компьютера», как окрестил Сеть Н. Карр.
Благодаря общедоступности волоконной оптики и созданию (фирмой Гугл и др.) крупных и высокоэффективных установок, перерабатывающих информацию, – сервисы и продукция, прежде требовавшие закупки и загрузки сложных и дорогих «софтваров» на «хардвары» персональных компьютеров, нынче все – от операционной системы «Майкрософт Офис» до видеоигр – сделались общедоступны через Интернет, причем зачастую бесплатно. Компьютеры становятся коммунальной услугой, утверждает Н. Карр, точь-в-точь, как электричество сто лет назад. В те времена компании останавливали свои паровые локомотивы и динамо-машины и подключались к новой электросети, экономя средства и открывая новые возможности, которые раньше им и не снились.
Та ранняя технологическая революция способствовала возникновению американского среднего класса. Дешевое электричество дало работу миллионам людей, и массовая культура вошла в гостиную американца, автомобиль появился на подъездной дорожке и на шоссе, а бытовые электроприборы – на кухне. Новая же технологическая революция, говорит Н. Карр, наоборот, потенциально грозит развалить наши экономические достижения путем «виртуализации» миллионов работ, ныне выполняемых «белыми воротничками»! Понадобятся ли вам опытные исследователи на зарплате, когда через Гугл можно немедленно узнать, что об этом есть в Сети, или блоггеры могут раскопать для вас то, что вы ищете, совершенно бесплатно. Кому нужны дорогие отделы Интернет-технологии, если можно получать услуги «онлайн»?
Предупреждения Карра мрачны: «Разъедающая средний класс эрозия может значительно ускориться, если расширится водораздел между относительно малой группой богатых (компьютерной элитой) и множеством людей, чьи деньги тают». Компьютеризация уже сейчас «сдерживает рост заработка огромной части американцев», говорит он, и дела непременно пойдут хуже, что может окончиться упадком всей нашей экономики.
Столь же тревожит культурный эффект «Всемирного Компьютера», продолжает Карр. Записывающей и газетной индустриям уже приходится бороться за существование в век музыкальной «загрузки» и бесплатных онлайновых новостей; пострадают и другие секторы информационной индустрии. «Блогосфера» позволяет гражданам обходить здравые суждения редакторов и читать только те мнения, с которыми они заранее согласны, за этим последует рост партийной предубежденности и даже фанатизма. Интернет, возможно, позволил преуспеть некоторым творческим натурам, но большая часть того, что циркулирует в нем, это «культура посредственности шириной в многие мили, но глубиной – в доли дюйма». Мы захлебываемся в потоке информации. Далекие от техноутопии, на горизонте маячат технокошмары.
Между тем, иракские повстанцы пользуются программой «Гугл Земля», чтобы следить за перемещениями американских войск; все усиливающаяся опора нашей экономики на Сеть делает нас опасно чувствительными к кибертеррору! В конце концов, эмансипация, обещанная нам энтузиастами Сети, может превратиться в кошмар по Орвеллу, когда крупные корпорации и правительства, жаждущие усиления власти, станут использовать «Всемирный Компьютер», чтобы шпионить за нами, манипулировать нашим поведением, отнять наши свободы… «Компьютерные системы, по сути, не технология эмансипации, – пишет Карр, – это технология контроля».
«Большой Переключатель» – увлекательное и пробуждающее мысль чтение, а история американской электроэнергетики, составляющая первую часть книги, читается с захватывающим интересом. Далее книга подчеркивает, что было бы мудро не доверяться утопиям – технологическим или каким-нибудь другим. Но выводы, делаемые в книге, пожалуй, слишком мрачны.
Экономическая футурология Н. Карра мало говорит о росте производительности труда, который (рост) Сеть вызывает, и, вопреки очевидности, полагает, что этот рост не вызывает новых вложений, новых изобретений, развития новых отраслей промышленности, получения новых прибылей и возникновения новых рабочих мест.
Политический пессимизм Карра также неуместен. Своими доводами он стремится вызвать в памяти воображаемый период нашей истории, когда партийная односторонность была редкостью, газеты приносили нам каждое утро объективные новости, а масс-культура была утонченной и высокопрофессиональной… Но разве мы более разделены сейчас, чем в эпохи Никсона или даже Рейгана? А как насчет эпохи отцов-основателей, когда злобные нападки и клевета так и летали? Неужели мы действительно были лучше информированы нашей либеральной, по преимуществу, прессой 15 лет назад, чем сегодня, когда сайты наподобие Real Clear Politics перегружены информацией, а блоги предлагают анализ с любой мыслимой политической перспективы? Было бы затруднительно настаивать на этом.
Интернет также продолжает свою полезную деятельность в приоткрывании закрытых обществ. Китай ныне насчитывает до 123 млн. пользователей Интернета, как отмечает социальный мыслитель Гай Сорман, с весьма смекалистыми насчет возможностей Сети студентами, играющими с цензурой в кошки-мышки, чтобы получить доступ к зарубежным информационным сайтам. Подавить этот сильный фермент, по-видимому, уже не удастся, несмотря на опасения Карра, – даже если некоторые западные компании наподобие Yahoo! показали свое низкопоклонство перед желанием китайского правительства жестко регулировать их деятельность.
Озабоченность Карра возможностью кибертеррора более резонна. Это серьезная угроза, и нами сделано мало для подготовки к такому обороту событий. Даже если все это и так, я на стороне свободного общества, которое сделало Интернет наиболее значительным технологическим достижением со времен внедрения электричества – благом, какие бы неопределенности и тревоги не сопутствовали ему.