Опубликовано в журнале СловоWord, номер 56, 2007
Не обстоятельства творят человека, |
В старинном зале британского парламента один из знатных ораторов решил задеть инородца Дизраэли,прозрачно намекая на его еврейское происхождение. Несмотря на советы промолчать, Дизраэли тут же ринулся в словесную баталию. «Когда предки вашего превосходительства, – сказал он, – были еще дикарями на неизвестном острове , мои были священниками в храме Соломона. «Под смех и аплодисменты парламентариев,репортеры записывали для газетных статей очередной афоризм восходящего политического деятеля.
Политическая карьера Бенджамина Дизраэли не была усыпана лепестками роз. Как говорил будущий граф и премьер-министр,»в жизни очень важно знать ,когда следует воспользоваться случаем,но не менее важно знать,когда не следует пользоваться случаем.»
Родившийся в 1804 году, Б.Дизраэли происходил из богатой еврейской семьи, предки которой в 15 веке бежали от религиозных преследований испанских властей и церкви в Венецию. Затем они поселились в Англии,где дед Дизраэли успешно занимался коммерцией и оставил большое состояние. Благодаря этому,его сын Исаак имел возможность не заниматься традиционным бизнесом,а посвятить себя любимому занятию – литературе. Он стал известным литератором и историком. Большую популярность имели написанные им энциклопедическая работа «Курьезы литературы»и исторические сочинения,такие как «Комментарии к жизни и царствованию короля Карла 1″и другие. Они вошли затем в семитомное собрание его сочинений. При переиздании знаменитый сын лорд Биконсфилд дополнил собрание биографией своего отца Исаака.
Бенджамин Дизраэли учился в престижной частной школе,где одноклассники из аристократических британских фамилий встретили крещеного еврея не с распростертыми объятиями. Любимым занятием юного школьника были литература и история,этому способствовала прекрасная библиотека его отца. На всю свою жизнь знаменитый впоследствии политический деятель пронес любовь к книге. В 17 лет Бенджамин поступил на учебу и стажировку в известную юридическую контору,которая обслуживала финансистов Сити, где сразу обнаружились его блестящие дарования – эрудиция,знания,находчивость,ораторские способности. Через три года успешной учебы он должен был стать адвокатом. Уже приобрели адвокатский парик,надев который, британские адвокаты выступают в судах и в наше время. Но в сословие адвокатов Бенджамин не поступил. Он стал писателем. Полученные им юридические знания ему пригодились и для писательской нивы и в политической карьере.
Видимо,гены все-таки играют свою роль. В 22года Бенджамин Дизраэли написал свой роман «Вивиан Грей»,который принес автору заслуженный успех. В этом и в других романах «Контарини Флеминг»,»Генриэтта Тампль»Дизраэли описал путь «героя,которому все дозволено»,поскольку он делает свою жизненную карьеру в мире лицемерия и фальши. Романы Дизраэли носили портретный характер,в них он изображал самого себя и узнаваемых политических деятелей. Это напоминает роман Лермонтова «Герой нашего времени»с его узнаваемыми персонажами-офицерами,женщинами и воинственными жителями аулов Кавказа. Разумеется,не всем нравилась сатира Дизраэли в его романах,что порождало личных и впоследствии политических недругов. В тоже время эти и другие романы были апологией британской империи,политики ее расширения и прославления правящего класса. Громкий литературный успех открыл Дизраэли двери салонов английской аристократии и финансовых тузов, де он многое почерпнул и использовал не только в литературной деятельности,но и в политической карьере. Несмотря на литературные успехи ,эрудицию и остроумие у него ряд лет не складывалась политическая карьера. Дизраэли неоднократно проваливался на выборах в палату общин парламента – по английской традиции избрание депутатом в таких выборах одна из предпосылок дальнейшей успешной карьеры. Попытки получения финансовых доходов на бирже не принесли ему успехов. Он хотел издавать газету политического содержания и вновь неудача. Позднейшие утверждения о необыкновенной удачливости будущего выдающегося политического деятеля были явно преувеличены. Однако,Дизраэли не пал духом, как личность и будущий политик он ни при каких обстоятельствах не складывал оружия политической борьбы. Он настойчиво продолжал попытки делать свою политическую карьеру, извлекая уроки из неудач. Как говорил Дизраэли, «нет лучшего учителя,чем несчастье».
Неуспех на выборах побудил его пересмотреть собственные партийные позиции. Он уходит от партии вигов и переходит в партию тори-консерваторов, представителей аристократической Великобритании. Это обычное явление в политической жизни туманного Альбиона. Такой же политический кульбит проделал в свое время выдающийся политический деятельУинстон Черчилль,ставший лидером тори и премьер-министром Англии в 20 столетии. Умелая предвыборная агитация и помощь новых партийных сотоварищей способствовали успеху Дизраэли на выборах в палату общин парламента в 1837году от партии тори.
Бенджамину Дизраэли было всего лишь 33 года,по английским политическим меркам того времени он очень молодой член парламента. Он ставит своей задачей провозглашение идеи о консолидации монархии,аристократии и народа. Однако первая речь Дизраэли в парламенте по поводу реформ в Ирландии закончилась неудачей. Большинство парламентариев упрямо не желало никаких демократических преобразований на Зеленом острове. Начинающий депутат не был обескуражен. Разгневанный,он бросил в зал пророческие слова:»Недалек день,когда все вы будете меня слушать,и слушать очень внимательно».
Неудачный дебют с первым парламентским выступлением затормозил политическую карьеру Дизраэли. Он не имел решающего влияния в парламентских кругах,его не привлекали для подготовки важных решений в депутатских комиссиях. Дизраэли находил утешение в написании книг и знакомствах с состоятельными невестами. Он счел необходимым жениться. В 1839 году он женился на богатой вдове,старше его по возрасту, и,благодаря выгодному браку,навсегда освободился от денежных затруднений. Как видим,и в вопросах выбора жены он преследовал расчетливые соображения.
Крупный успех у читателей его новых социальных романов»Конингсби»(1844г.), «Сибилла,илиДве нации»(1845г.),»Танкред,или Новый крестовый поход»(1847г.) стал способствовать его парламентской карьере. Но он не переоценивал значение своих романов и насмешливо отзывался о них:»Автор,который говорит о собственных книгах,почти так же несносен,как мать,которая говорит о собственных детях».
Постепенно парламентская аудитория стала признавать Дизраэли как оратора и политика,ему удалось объединить вокруг себя группу аристократов,которая получила наименование «Молодая Англия». Предметом острой критики депутат Дизраэли избрал в своих ярких выступлениях в палате общин неэффективную репрессивную политику правительства в Ирландии,попытки отменить хлебные пошлины,что противоречило интересам английской земельной аристократии. Успешной карьере Дизраэли способствовали не только правильно понятые им экономические и политические интересы правящего истеблишмента Великобритании,которые он отстаивал в парламенте и в прессе,но и его личные качества: ясный и практический ум,находчивость,уменье участвовать в выгодных парламентских комбинациях,при необходимости держать удар,остроумие и обаяние. Дальновидные тори избрали его лидером своей партии в палате общин. После вхождения в парламент это была вторая победа в политической карьере Бенджамина Дизраэли. Следующим этапом было назначение его в 1852 году на должность министра финансов. Дизраэли энергично принимается за реорганизацию министерства,одновременно он делает ряд практических шагов по консолидации консервативной партии. Им формулируется программа»демократического торизма». В парламенте он ратует за проведение «твердой внешней политики»и дальнейшего утверждения «величия Британии». Под этими суперпатриотическими лозунгами в марте 1868 года Дизраэли впервые возглавил кабинет министров. Он становится первым и пока единственным евреем, который был премьер-министром Великобритании.
С его именем связано ряд преобразований в законодательстве и социальной жизни в стране. Крещеный еврей Дизраэли не чурался своих национальных корней. Он выступил за допуск евреев в парламент и расширил избирательное право. По инициативе Дизраэли королева Великобритании Виктория в апреле 1876года была провозглашена парламентом императрицей Индии. Управление Индией,которое до того времени осуществлялось Ост-Индской компанией,перешло к английской короне. Королева и императрица не осталась в долгу. В августе она пожаловала Дизраэли титул графа Биконсфилда. Дизраэли стал членом палаты лордов и,таким образом,перешел в высшее британское дворянство за свои заслуги перед государством и короной. Разумеется,новый граф принимал многочисленные поздравления и был счастлив. Именно Дизраэли принадлежит инициатива введения в Англии обязательного начального обучения детей,строительства дешевого жилья для рабочих,издания закона об охране труда несовершеннолетних и женщин на заводах и фабриках. Не надо понимать социальное законодательство Дизраэли как признак нахождения его под влиянием каких-либо социалистических идей. Трезвый прагматик,мастер социальной демагогики,он не хотел каких-либо общественных катаклизмов. Ключем к пониманию служат его крылатые слова:»Дворцы не могут быть в безопасности там,где несчастливы хижины».
Премьер-министер Дизраэли уделял первостепенное внимание внешнеполитическим и колониальным проблемам, неустанно работал по расширению британской империи, росту ее влияния в мире. «Вопрос этот нельзя считать незначительным, – заявил Дизраэли во время своей знаменитой речи в Хрустальном дворце, – он заключается в том,будете ли вы довольны существованием в качестве уютной Англии… или вы станете великой страной, – имперской страной, – страной,где ваши сыновья,когда они поднимутся,дойдут до самых больших высот и стяжают не только уважение своих соотечественников, но и безоговорочное почтение всего остального мира». Положение главы правительства упрочилось,вырос его авторитет. Дизраэли становится фактическим вождем правящих кругов Великобритании.
«Политика Дизраэли в восточных делах, так же как и в любом другом внешнеполитическом вопросе, – писал английский историк Д.Ли, – заключалась в том,чтобы отстаивать английские интересы,если это возможно,мирными средствами,но если это абсолютно необходимо,то и угрозой войны».
С присущей ему энергией Дизраэли приступил к укреплению армии, необходимой для поддержания могущества Великобритании. В 1874 году англичанам удалось захватить острова Фиджи и водрузить «Юнион Джек»,как именуют на сленге британский флаг, «сыны королевы Виктории»в красных мундирах вторглись в Абиссинию (Эфиопию). Затем наступила очередь Трансвааля и зулуских племен Африки. Дизраэли был блестящим мастером тайной дипломатии, интриги и политических хитросплетений. В 1875 году Европа узнала о тайно заключенной сделке,имевшей далеко идущие последствия. Английское правительство ,воспользовавшись финансовыми затруднениями Египта,скупило акции Суэцкого канала,принадлежавшие правителю – Исмаил-паше. В то время Египет был частью Османской империи. Турецкий султан даже не был поставлен в известность об этой важной сделке,по которой стратегическая артерия – Суэцкий канал фактически перешел под английский контроль. Закабалив Египет, Англия впоследствии его оккупировала.
Опасаясь нежелательных для интересов Лондона успехов русского оружия в ходе русско-турецкой войны 1877-1878 г.г. Дизраэли решил «поиграть мускулами». По его приказанию британский флот вошел в бухту,расположенную у самого входа в Дарданелы неподалеку от турецкой столицы. В течение всей этой войны на Балканах английское правительство проводило свою внешнеполитическую линию устрашения,руководствуясь циничным принципом:нет вечных союзов,есть только вечные интересы империи. Тайно сговорившись,Англия и Австро-Венгрия решили противодействовать России в ее победоносному завершению войны с Турцией. С этой целью они лицемерно предложили так называемые мирные, дипломатические меры – созвать конгресс,на котором обсудить итоги войны и подписанный между Россией и Турцией Сан-Стефанский мирный договор. Юридическим обоснованием для обсуждения этого договора послужило то обстоятельство,что Сан-Стефанский мирный договор был прелиминарным,по международному праву это означает предварительный. Великобритания и Австро-Венгрия объявили о непризнании Сан-Стефанского мирного договора, невыгодного для их интересов,и добились созыва конгресса в невоюющей и незаинтересованной стране. Для России это означало угрозу возврата к коалиции времен проигранной ею Крымской войны. Конгресс состоялся в Берлине в июне-июле 1878 г. с участием 6 великих европейских держав и Турции, но ему предшествовало сепаратное соглашение английского правительства с Австро-Венгрией о поддержке австрийской оккупации славянских земель Боснии и Герцоговины. Другой хитроумной политической комбинацией правительства Великобритании в это же время было заключение с Турцией секретной конвенции о передаче Кипра в собственность Англии как компенсацию «за спасение ее столицы».
Дизраэли не пожелал никому передоверить переговоры и завершение крупнейшего международного события того времени – Берлинского конгресса. Он лично приехал на конгресс и начал с того,что вопреки давно сложившемуся дипломатическому обычаю в Европе выступать на французском языке,обратился к конгрессу на английском языке. Вся деятельность Дизраэли на заседаниях Берлинского конгресса была демонстрацией промышленной и колониальной гегемонии Великобритании,ее военного и дипломатического могущества. Граф Биконсфилд вел переговоры и выступал в формате своего любимого выражения:»Откровенность и определенность – вот что вам нужно,если вы хотите скрыть свои собственные мысли и запутать чужие». Когда ему говорили,что он хочет внести перемены в ряде стран,он парировал:»Перемены в прогрессивной стране неизбежны. Перемены – это постоянная величина». На возражения оппонентов,что предложенные им меры противоречат принципу свободной торговли,он спокойно отвечал,что «свободная торговля – не принцип,а средство для достижения цели».
Председательское кресло в конгрессе занимал глава правительства Германии имперский канцлер князь Бисмарк. О своей деятельности в работе конгресса он говорил с показной скромностью,что выполняет лишь»роль честного маклера». С этим «князем-маклером» граф Биконсфилд быстро нашел общий язык на почве неприязни к балканским славянам,к тому же оба не хотели усиления влияния России на Балканах. Созданный при активной роли Дизраэли триумвират – Великобритания, Австро-Венгрия и Германия по существу диктовали свою волю конгрессу. Когда Бисмарка спросили,кто является центральной фигурой конгресса, тот указал на Дизраэли:»Этот старый еврей и есть тот самый человек».
Позднее Бисмарк говорил о Дизраэли:»Несмотря на его фантастические романы ,с ним было очень легко договориться,через четверть часа уже знаешь,с кем имеешь дело,четко обозначена граница,до которой он может дойти,и стоило слегка подредактировать его мысли,как все становилось ясно». С позиций современной терминологии мы можем сказать,что Дизраэли был блестящим мастером переговорного процесса,что в дипломатии и в политике высоко ценится. Наш выдающийся современник бывший государственный секретарь США и помощник президента по вопросам национальной безопасности Генри Киссинджер образно характеризует роль Дизраэли на Берлинском конгрессе:»Можно даже утверждать,чтоДизраэли является единственным государственным деятелем,которому когда-либо удалось взять верх над Бисмарком. Дизраэли прибыл на конгресс и занял неуязвимую позицию человека,уже добившегося своих целей…»
Представители делегации России во главе с министром иностранных дел князем Горчаковым хотели уклониться от раздела Болгарии и потребовали вывода турецких войск из ряда мест. В ответ Дизраэли распорядился подготовить к отходу его специальный поезд. Эта ультимативная форма реагирования впервые была использована в качестве дипломатического приема и дополнила богатый арсенал дипломатии. Демарш графа Биконсфилда оказался не только эффектным,но и эффективным. Российская делегация пошла на уступки.
По трактату Берлинского конгресса от 13 июля 1878 г. Сан-Стефанский мирный договор был пересмотрен. Дизраэли торжествовал свою дипломатическую победу без участия в войне. Его триумфальное возвращение в Великобританию сопровождалось высокими почестями со стороны королевского двора,лондонского Сити и парламента. Королева Виктория удостоила «творца мира»старейшим и высокочтимым орденом Подвязки,основанного еще в 14 веке в честь святого Георга,покровителя Англии. В виде особой милости Дизраэли было дозволено сидеть на официальных приемах в присуствии королевы. Говорят,поправляя орденские знаки на придворном одеянии,граф Биконсфилд повторял свое любимое выражение: «Все приходит для того,кто умеет ждать».
Если результаты Берлинского конгресса были вершиной политического Олимпа в карьере Дизраэли,которому в декабре 1878 г. исполнилось 74года,то для министра иностранных дел России Горчакова они,по его словам ,стали самой черной страницей в его политической биографии. В томе 9 «ЭнциклопедииБрокгауза и Эфрона (издание1893 г.) есть статья о руководителе русской дипломатии Горчакове. В ней написано,что «политическая карьера князя Горчакова завершилась берлинским конгрессом; с тех пор он уже почти не принимал участия в делах,хотя и сохранял почетный титул государственного канцлера».
Несмотря на занятость в правительстве и в работе парламента,Дизраэли не оставляет литературного творчества. В 1880 году он издал свой последний роман»Эндимион», ставший также популярным. Консерваторы сочли,что лучше Дизраэли,несмотря на его преклонный возраст и болезни,никто не справится с руководством страной и партией. С 1878 по 1880 год премьер-министр Дизраэли руководил,опираясь на прочное парламентское большинство. В то же время он мастерски участвовал в парламентских дебатах,обезоруживая оппозицию своим неиссякаемым остроумием. Когда представители оппозиционных партий пытались его скомпрометировать,ссылаясь на статистические данные о непомерно высоких государственных расходах,престарелый премьер отвечал им в парламенте словами, ставшими одним из лучших его афоризмов:»Есть три вида лжи: ложь,подлая ложь и статистика».
Законно возникает вопрос: почему королева даровала ему титул ,наименовав графом Биконсфилд? Дело в том,что так называется небольшой городок неподалеку от имения Дизраэли. Городок этот упоминается в одном из его романов. По британской традиции при присвоении титула лорда учитывают географическую привязку. Так,наша современница ,занимавшая должность премьер-министра Англии в 1979-1990 г.г.
Маргарет Тэтчер получила титул баронессы Финчли по названию местности,где она ранее проживала. По другому варианту титул лорда связывают с географическим наименованием победного сражения военачальника – фельдмаршал Бернард Монтгомери стал виконтом Аламейнским за свою большую победу над немецкими войсками в Эль Аламейне (Африка) в 1942году.
Дизраэли умер 19 апреля 1881 года. День его смерти чтится консервативной партией и двором как»День подснежника» – его любимого цветка. Он похоронен в своем имении, но престижный памятник ему воздвигнут в престижном месте – в Вестминстерском аббатстве,месте захоронения королей и знаменитых людей. Еще при его жизни Дизраэли считали величайшим государственным деятелем Великобритании 19 столетия.