Опубликовано в журнале СловоWord, номер 53, 2006
Tбилиси всегда покорял своим колоритом.
Город дышал Азией с оглядкой на Eвропу, особенно на Париж. И случилось так, что в 1912 году, когда в Париже впервые открылась выставка художника-самоучки Анри Руссо, в Тифлисе, приехавшие на каникулы петербургские студенты, братья Илья и Кирилл Зданевичи и француз Мишель Ле Дантью, в одном из винных погребов совершенно неожиданно обнаружили поразившие их картины неизвестного художника.
На следующий день Ле Дантью писал своей матери: «Вчера я видел рисунки гениального мастера».
Это был Пиросмани.
Теперь имя Пиросмани стало известно не только посетителям духанов. Но сам художник так и оставался одиноким скитальцем, еще при жизни ставшим легендой. Установить подлинную биографию мастера тогда же не удалось.
Осталась лишь легенда о нищем, но гордом чудаке, которого знакомые шутя прозвали «Графом». Он явно выделялся своей высокой нравственностью, внешностью, манерой держаться среди окружающих его людей.
На бывшей Малаканской улице, ныне улица Пиросмани, в начале века был живой вернисаж его картин. Сколько неведомых шедевров таится на стенах этих подвалов, погребенные заживо. Tрудно примириться с тем, что их никто и никогда не увидит.
Почти вся стенная роспись погибла, сохранилась лишь малая часть картин, всего около двухсот, но даже того достаточно, чтобы поставить Пиросмани в ряд великих мастеров кисти.
Cегодня основная часть картин находится в Музее искусств Грузии, в других музеях нашей страны, в частных коллекциях и за рубежом.
За признание творчества грузинского мастера еще в 20-30-х годах боролись лучшие представители европейской культуры: Константин Паустовский, Владимир Маяковский, Луи Арагон, сестры Эльза Триоле и Лили Брик, Зига Валышевский, Колау Чернявский и другие.
Пиросмани какими-то удивительными, неведомыми узами был связан с Парижем. Француз по происхождению Мишель Ле Дантью вместе с братьями Зданевич первым признал гений художника. Наверное, его имел в виду Пиросмани, когда на встрече с грузинскими художниками с гордостью сказал: «Теперь меня знают в Париже».
Француженкой была первая и единственная любовь художника – шансонетка Маргарита, гастролирующая в Тифлисе в 1905 году. Она изображена на известной картине Пиросмани «Актриса Маргарита».
Влюбленный в Пиросмани Пабло Пикассо создал портрет своего собрата по кисти, с которым ему не довелось встретиться при жизни. Портрет исполнен своеобразными штрихами, свойственными лишь Пикассо.
Сегодня одна из лучших картин Пиросмани «Арсенальская гора ночью» находится в Париже в коллекции картин Луи Арагона.
В марте 1969 года на улицах Парижа появилась необычная реклама, девочка в желтой шляпе и с красным шаром в руках с надписью – «Нико Пиросманашвили».
6 апреля в Лувре с участием французского национального легиона торжественно открылась персональная выставка великого самоучки.
Выставку открыл Министр культуры Франции Андре Мальро. Он заявил: «Выставка Пиросмани в Париже – это событие в жизни современного европейского искусства». На открытии присутствовали Министр иностранных дел Франции Мишель Дебри, Луи Арагон (один из инициаторов выставки), Эльза Триоле, Жак Превери, Арман Лану, Министр иностранных дел СССР Николай Громыко и другие.
Французская пресса в течение полутора месяца широко освещала эту выставку. Пиросмани сравнивали с Джотто, с именем которого связано начало Ренессанса в Италии, его ставили выше французского примитивиста Анри Руссо.
Рауль-Жан Мулен в статье «Естественное величие Пиросмани» пишет: «Я не вижу никакой эстетической наивности в этом утонченном художнике».
Задолго до того, как бы предвидев успех выставки Пиросмани в Лувре, Илья Эренбург писал: «Стены тифлисских духанов покрыты живописью Пиросманашвили, неведомого здесь художника, который мог бы потрясти вдоволь скептический Париж».
Выставки Пиросмани с триумфом прошли в разных странах мира.
В 1962 году журнал «Курьер ЮНЕСКО» писал: «Значение этого художника выходит за пределы Грузии. Благодаря таланту и человечности Пиросмани принадлежит всему человечеству».
Удивительна и необычна судьба Пиросмани. До сих пор не обнаружена запись ни о рождении, ни о смерти этого человека. Могила его неизвестна. Он умер как беспризорный и похоронен как неизвестный.
Кто бы мог подумать тогда, что бродячий художник духанов, или маляр Никала, всего через несколько лет будет признан гениальным и о нем заговорит весь мир.
Тбилиси, 2006 г