Опубликовано в журнале СловоWord, номер 52, 2006
Николай Гуревич родился в Одессе в 1939 году. В 1972-м. эмигрировал в Израиль, затем переехал в США, сейчас живет в Канаде. Работал инженером, но затем стал писателем. Опубликовал несколько книг.
«Краса твоя, о Израиль, поражена
на высотах твоих! Как пали сильные.
Не рассказывайте в Гефе, не возвещайте на улицах Аскалона, чтобы не радовались дочери Филистимлян, чтобы не торжествовали дочери необрезанных.»
2-я Царств 1:19, 20
«Прошла жатва, кончилось лето, а мы не спасены»
Иеремия 8:20
35-дневная война.
Что произошло?
В течение недавней 35-дневной войны между Израилем и Хезболлой, а особенно после прекращения огня, многие сетовали, что несмотря на то, что Америка и даже Франция «держали дверь открытой в ООН», чтобы дать время Израилю покончить с Хезболлой раз и навсегда, Израиль разочаровал всех своими бесконечными атаками на гражданское население вместо настоящего врага и таким образом «потерял» этот раунд. И все, усевшись в безопасности перед экранами своих телевизоров, с нетерпением ждут следующий.
Не столь быстро. Давайте успокоимся на мгновение и поразмыслим о том, что же произошло в действительности у всех на глазах.
Прежде всего, само понятие «Держали дверь открытой», подразумевающее существование какого-то графика, довольно странно в приложении к любому военному конфликту. Война не поезд, и она не движется по расписанию.
После кровавой катастрофы Диеппа 19 августа 1942 г. Америке, Англии, Канаде и их многочисленным союзникам, включая свободную Францию во главе с Де Голлем, понадобилось 2 года, чтобы подготовиться к Нормандскому вторжению в июне 1944 года. Что вполне было оправдано. Иначе десятки тысяч солдат коалиции были бы уничтожены хорошо укрепленной немецкой обороной. В то же самое время союзники бомбили день и ночь немецкие города, полные гражданского населения, убивая и калеча сотни тысяч людей. Были ли эти люди врагами? Были ли они ни в чем неповинны? Кто знает. Все зависит от точки зрения. И никто не считал убитых, никто не протестовал, никто не говорил об «держать дверь открытой». Двери не было, а были Ворота Ада и Пасть Смерти, пожирающая миллионы.
И оплакивая прекрасный Бейрут, помянем Лондон во время Блица, помянем Варшаву, помянем Дрезден и Гамбург. Помянем Токио, Хиросиму и Нагасаки. Помянем Ленинград и Сталинград. Потому что война есть и будет всегда такая. И пытаться регулировать ту или иную войну на микроуровне просто бесполезно. Кто против войны – а все нормальные люди таковы, – должен быть против всех войн. И именно для этого и была создана Организация Объединенных Наций, а не для раздачи одеял и еды и обеспечения работой бедных стран, таких как Бангладеш, которые продают своих солдат ООН за твердую валюту. К сожалению, ООН обманула эту надежду и стала величайшим в мире Белым Слоном.
Пытаясь навязать Израилю определенные условия, как он должен вести войну и как быстро, мир играет с огнем. Ни животное, ни человек, которые приперты к стенке и которым нечего больше терять, не действуют рационально.
Чтобы это предотвратить, страны мира должны перестать спорить о том, сколько солдат и с каким мандатом каждая страна согласна предоставить, чтобы отделить Израиль от Хезболлы, и начать делать то, что необходимо, чтобы спасти Ближний Восток и, возможно, себя.
И хотя сейчас все, включая самих израильтян, критикуют Израильское правительство за его нерешительность и нежелание пожертвовать сотнями или даже тысячами солдат, чтобы убить всех до одного террористов Хезболлы и уничтожить каждую ракету «Катюша», я начинаю думать, что концентрация на разрушение городов и деревень, дорог и мостов была единственно правильной тактикой в данных обстоятельствах.
Прежде всего, посылать на верную смерть своих молодых ребят, будущее Израиля, за клочок земли, который тебя все равно заставят вернуть на следующий день сразу после захвата, не имеет никакого смысла. Во-вторых, 6000 террористов Хезболлы и 10000 ракет легко заменить (шииты бедны, и Иран не жалеет денег на убийство евреев). Так что, хотят они этого или нет, окончательное решение этого конфликта – в руках самих ливанцев. Они должны сами разоружить Хезболлу или же смириться с тем, что их страна будет полностью разрушена, а их нация уничтожена. За 35 дней войны Израиль своими действиями дал это понять ясно и неопровержимо любому, у кого мозги не затуманены религиозным фанатизмом и маниакальным антисемитизмом.
Утверждение Ливанского правительства, что его попытки разоружить Хезболлу приведут к гражданской войне, не лишено основания. Оно действительно находится в незавидном положении – между молотом и наковальней. Но несмотря на это, ливанцы не могут ожидать, что Израиль поставит интересы Ливана выше своих собственных. И хотя многие люди в мире не возражали бы пожертвовать Израилем, чтобы достичь «мир в наше время» на Ближнем Востоке и вне его, этот мир не имеет права заставить Израиль совершить национальное самоубийство. Ни после 2000 лет преследований. Ни после Холокоста. Никогда более.
Август 2006.. Торонто