Опубликовано в журнале СловоWord, номер 47, 2005
Тоска необъяснимая (необъяснимая тоска) была открыта японскими учёными во время опытов над белыми мышами. Из-за серьёзности исследований имена учёных и цвет мышей держатся в секрете. К тому же нельзя забывать о дискриминации по цветовому признаку. При тоске необъяснимой вообще нельзя ни о чём забывать, а надо, наоборот, забыть обо всём сразу.
Она появляется ночью, в три часа, если в окно стучит дождь. Но не обязательно. Возможно, это дятел. В этом случае ни в коем случае нельзя дятлу ничего говорить. Просто улыбнитесь ему, так чтобы он не заметил, напомните о наступившем сезоне заполнения налоговых деклараций, и он улетит. В японском языке при тоске необъяснимой к слову «дятел» рифм не бывает. Пусть летит. Дневная тоска необъяснимая заставляет даже закоренелых скептиков почесать в затылке, что может иметь комический эффект, – но никогда не имеет. Распространённым заблуждением является поверье, будто необъяснимая тоска сжимает железную руку на шее задумавшегося от неё. Это не совсем так. В подобном случае проверьте вначале, не грабитель ли это забрался к вам домой. Уточните, не пытается ли он, обхватив шею, отвлечь вас от осуществления своей задачи; сообщите в какое-нибудь отделение полиции, где вам со временем помогут и присвоят специальному делу номер.
Любопытно, что японцы открыли тоску необъяснимую не в лаборатории, а у себя дома, на кухне. На столе стояли сакэ, бутылка харакири, икебана, яблочный пирог и штруделъ. Учёные выпили и услыхали писк.
– Что это? – спросил один учёный.
– Мыши, – признался другой, хозяин дома.
– Тоска-а-а, – сказал третий, и все выпили опять.
К этому же периоду времени относится сочинённое учёными хайку. Имеет смысл привести его полностью – благо, оно занимает мало места – и без предварительных уведомлений. Хайку такое. Вот оно.
В тоске необъяснимой плывёт.
Авторам хорошо удалось передать непонятно что, выразив его в полной мере.
Впрочем, это является недостатком произведения: при тоске необъяснимой (необъяснимой тоске) всё плохо, в том числе удавшаяся передача (особенно телевизионная). Но плохо так, чтобы чувствующий этого не замечал и думал о другом, а не о том, о чём он думал на самом деле.
Учёные погнались за мышью, пытаясь её поймать, свалились в кучу возле мышеловки, однако мышь не убегала.
– Гадость какая, – сказал первый исследователь.
– Вот вам и объяснение, – сказал хозяин.
Разумеется, тоска, объяснённая в тот раз, не может считаться необъяснимой тоской в академическом значении этого слова. Выдвинуто даже предположение, что это была дешёвая китайская подделка.
Необъяснимая тоска всегда даёт эффект, обратный задуманному. Этим легко воспользоваться, задумав что-нибудь другое. Однако при тоске необъяснимой постоянно думаешь об одном и том же, хотя и не можешь понять о чём. Бороться с ней обычными средствами невозможно. Чуть-чуть помогает, правда, лист шиповника (две трети окружности), размоченный в сухарях и посыпанный отварными грибами (предпочтительно неядовитыми). Однако при употреблении средства важно не промахнуться мимо рта, иначе придётся искать половую тряпку. Мы оставили учёных на полу возле мышеловки. Не будьте наивными: они давно уже встали и разошлись. Заменив мышь на электронную, они продолжают свою работу над тоской. Пока безуспешно. Да и нам похвастаться нечем.