Опубликовано в журнале СловоWord, номер 47, 2005
Кэти извлекает из своего архива книгу врача Ф. Новак — «Мои лучшие годы жизни», изданную к 150-летию Л.Н. Толстого в городе Торжке.
Читателям будет интересно познакомиться с выдержками из нее:
______________________________________________________________________________
Доктор Альтшуллер в 90-е годы XIX века |
Врачебная деятельность земского врача И. Н. Альтшуллера в Новоторжской больнице началась в 1895 году, через год после окончания университета в Москве. Несколько раньше приехал из села Берпово Старинного уезда земский врач Степан Николаевич Корженевский.
Большая хирургическая работа в больнице Торжка сразу же сблизила их. Коллеги и друзья, они в земской больнице на 40 коек впервые начали хирургические операции, значительно превысив деятельность врачей предыдущих лет. На 13-м съезде земских врачей Тверской губернии С. Н. Корженевский в своем докладе говорил: «…за 1896-1898 г.г. вместе с врачом И. Н. Альтшуллером сделано 787 операций в стационаре и 774 операции амбулаторные».
В середине 90-х годов ведущую роль в распространении революционных знаний среди населения уезда сыграла вступившая на арену революционной борьбы интеллигенция уезда: учителя, врачи, фельдшера, земские служащие.
В донесении Тверскому жандармскому управлению за 1896 год читаем:
«… у врача Новоторжской земской больницы Корженевского, в его квартире при больнице, бывают сборища, в которых участвуют фельдшер Мария Абрамович, врач этой же больницы Альтшуллер, повивальная бабка Надежда Уарова».
Из донесения за 1900 год: «Земский врач С. Н. Корженевский по-прежнему ведет кружок с лицами, состоящими под негласным надзором полиции: студентом, прибывшим из Москвы, Алексеем Ильичем Бакуниным, а также состоящим под негласным надзором врачом В. П. Кащенко».
В 1898 году земские врачи С. П. Корженевский и И. Н. Альтшуллер почти одновременно заболели туберкулезом легких. Альтшуллер переезжает в Ялту, там становится крупным специалистом по лечению туберкулеза. Корженевский в 1901 году избирается первым заведующим Тверского санитарного бюро по борьбе с эпидемиями. В адрес санитарного бюро в Тверь идет нелегальная почта из редакции газеты «Искра».
Несмотря на дальнее расстояние, связи с Торжком и дружба Альтшуллера с Корженевским будут продолжаться. В рапорте в Тверское жандармское управление сообщается: «24 апреля 1900 г. Секретно. …Состоящий под негласным надзором земский врач С. Н. Корженевский выбыл из Новоторжского уезда в Крым, в Ялту, к своему бывшему сослуживцу Альтшуллеру и пробудет там до конца мая».
Свидетельством крепкой дружбы двух земских врачей является интересная фотография: «1902 г. Ялта, в Гаспре Лев Николаевич Толстой с врачом Альтшуллером Подаренная С. Н. Корженевскому, эта фотография 75 лет хранилась в его семье и была передана внучкой врача в дар Калининскому музею истории здравоохранения.
………………………………………………………………….
После тяжелой болезни по совету врачей Лев Николаевич Толстой 5 сентября 1901 года выехал вместе с родными в Ялту. Первые три месяца он чувствовал себя хорошо. Совершал пешие прогулки, ездил верхом на лошади, наслаждался «удивительной красотой моря». Однажды он упал с седла. Чехов привез Альтшуллера к Л. Н. Толстому. 6 ноября 1901 года Лев Николаевич сообщает В. Г. Черткову: «…пишу в постели. Болезнь очень неважная, но неприятная… Ездит очень милый доктор, один из лучших здесь и не платный…»
Л. Н. Толстой скептически относился к медицине и врачебным советам, но Альтшуллер был ему симпатичен. Софья Андреевна Толстая пишет в своем дневнике 15 декабря 1901 года: «Лев Николаевич ему верит и слушается, даже любит».
В январе 1902 года Лев Николаевич заболел воспалением легких, а едва оправился от него – брюшным тифом. Жизнь великого писателя находилась в опасности. Из Москвы были вызваны известные врачи. 23 января состоялся консилиум.
В записной книжке Л. Н. Толстого часто упоминался врач Альтшуллер, который приезжал, лечил Льва Николаевича, оставался ночевать у постели больного, боролся за жизнь писателя.
Опасность миновала. 20 марта Альтшуллер привез раскладное клиническое кресло, в котором Лев Николаевич проводил большую часть времени на воздухе.
А. П. Чехов с волнением следил за ходом болезни Л. Н. Толстого. Почти ежедневно Альтшуллер или заезжал к Чехову или звонил ему по телефону, рассказывал о состоянии здоровья писателя. 2 февраля 1902 года Чехов в письме к П. А. Сергеенко сообщает: «Лечат его превосходно, в том числе московский врач – Щуровский и ялтинский – Альтшуллер. То, что Л. Н. Толстой остался жить, я хотя бы наполовину отдаю на долю этих двух докторов».
Через день после возвращения Л. Н. Толстого из Крыма приехал в Ясную Поляну И. Н. Альтшуллер. Врач волновался, как его пациент перенес дорогу. Позже Лев Николаевич дважды писал в Ялту Альтшуллеру, прося его помощи. Первое письмо датировано 22 мая 1903 года: «Дорогой Исаак Наумович! Из прилагаемого письма вы увидите, о чем я прошу вас. Если можете, сделайте это. Если нельзя, то я рад случаю напомнить вам о себе и еще раз поблагодарить за ваши заботы обо мне. Здоровье мое так хорошо, как может быть хорошо здоровье 75-летнего человека. Все мои вас помнят и любят так же, как и я».
Второе письмо отправлено 4 сентября 1903 года. Лев Николаевич просит Альтшуллера помочь больной невестке, жене старшего сына, устроиться на лечение в Ялте. Альтшуллер решил не беспокоить лишний раз писателя и ответ на второе письмо отправил на имя Софьи Андреевны Толстой 13 сентября: «Я так часто вспоминаю о Вашей семье и мысленно переживаю время, проведенное около Льва Николаевича. Ведь это одно из лучших воспоминаний моей жизни. Искренне обрадовался Вашему письму и возможности быть Вам еще чем-нибудь полезным…. С величайшей радостью слышу и читаю вести о прекрасном состояния здоровья дорогого Льва Николаевича и надеюсь, что оно таким останется еще на много, много лет. Передайте, многоуважаемая графиня, мою глубокую благодарность Льву Николаевичу за память и за письма и сердечный привет».
В течение долгого времени врач общается с великим человеком России, в дни болезни и после его выздоровления, и записывает его высказывания о людях, о времени, все то, что казалось наиболее интересным, заслуживающим внимания.
Высказывания, иногда противоречивые, но всегда насыщенные острой, оригинальной, глубокой толстовской мыслью, были впервые опубликованы в 1967 году, в журнале «Смена». Вот некоторые выдержки:
Л. Н. Толстой о себе: «Три года назад прочитал «Капитал» Маркса. Очень трудно… Тогда знал хорошо, мог выдержать экзамен…»
Л. Н. Толстой о Диккенсе: «Вот замечательный гений, друг угнетенных, враг роскоши, разврата».
Л. Н. Толстой о Чехове: «Я живу и наслаждаюсь Чеховым, лаконический язык и выдающийся юмористический талант…»
Л. Н. Толстой о медицине: «Лекарство – вред, потому что организм сам инстинктивно должен находить средства от болезни. Да и как врачи могут лечить? Вино пьют, табак курят, мясо едят!»
«Толстой не переставал посмеиваться над всеми врачебными предписаниями, но исполнял их аккуратно, и, чем серьезнее было его положение, тем больше доверия было у него к медицине».
Старые фотографии, переписка и воспоминания рассказали нам о том периоде, когда великий писатель был на краю смерти, о самоотверженном труде врачей, их дружбе, подтверждающей важную мысль Толстого: свободное и дружеское общение со всеми людьми – лучшая радость жизни.
…………………………………………………………………
Как крупный специалист по лечению туберкулеза врач И. Н. Альтшуллер в 1910 году стал представителем России во Всемирной лиге по борьбе с туберкулезом. В Ялте у него лечились К. С. Станиславский, В. П. Качалов, О. Л. Книппер-Чехова, семья Шаляпина, писательница Щепкина-Куперник. Он – член благотворительного общества г. Ялты и принимает самое активное участие в строительстве первого санатория для лечения туберкулезных больных.
Сразу же после Великой Октябрьской социалистической революции в 1917 году в Ливадии открывается санаторий для освобожденных политических заключенных, и Альтшуллер становится консультантом этого санатория.
За годы гражданской войны более десяти раз менялась власть в Ялте. Город с боями занимали красные, отбивали белые, разные банды. Бедного доктора и общественного деятеля каждая власть тщательно проверяла, вызывали на допросы, забирали в качестве заложника. Учитывая обстановку, он в 20-х уезжает в г. Прагу. Вернуться на родину не довелось. За неделю до прихода фашистов в Прагу Альтшуллер уезжает в Америку.
Перелистывая страницы истории, можно с уверенностью сказать, что врачу И. Н. Альтшуллеру выпала счастливая, завидная судьба в течение нескольких лет лечить лучших людей того времени и быть в дружбе с ними.
г. Торжок
На снимке: Л.Н. Толстой и И.Н. Альтшуллер. 1902 г.
Кэти показывает нам текст письма Л.Н. Толстого доктору И.Н. Альтшуллеру и факсимильную копию страницы из него