Опубликовано в журнале Сибирские огни, номер 7, 2011
Сергей ФИЛАТОВ
СРОСТИНЦЫ ИЗ СЕЛА СРОСТКИ
Как известно, родина Василия Макаровича Шукшина — сибирское, алтайское село Сростки. Хочется немного сказать о самом названии села — откуда оно взялось, и о… филологии, точнее, о некоем филологическом “казусе”, связанном с этим названием. Во всех публикациях, касающихся тем или иным образом родины писателя, актёра и кинорежиссёра, да и в самих шукшинских произведениях везде читаем — “сростинцы”, “сростинский” и т.д. Хотя, казалось бы, если строго следовать всем правилам словообразование в русском языке — должно быть соответственно — “сросткинцы” и “сросткинский”.
Действительно, здесь мотивирующим (гнездообразующим) является географическое название “Сростки” (с-рост-к-и). Где: “с” — приставка, “рост” — корень, “к” — суффикс, “и” — окончание. Но тогда, следуя правилам, и все образованные от него (гнездовые) слова, в частности, существительное “сросткинцы” и прилагательное “сростинский” — должны содержать тот же суффикс “к”, что и мотивирующее слово.
Сами жители села, да и некоторые филологи объясняют такое несоответствие, как издревле исторически сложившийся (узаконенный) факт, ставший исключением из общего правила. Что ж, и такое в русском языке бывает.
Но категорически не согласными с ними оказались археологи, открывшие в Сростках и в окрестностях села несколько древних могильников и городищ. Известно, что территория сегодняшних Сросток и их окрестности были заселены древними людьми ещё со времен каменного века. И в текстах публикаций, рассказывающих об этих открытиях, мы наблюдаем следующее: “…Сросткинские памятники археологии представлены могильниками и поселениями…”, “…На сросткинских некрополях зафиксировано пять способов захоронения людей…”, “…В Сросткинских захоронениях из оружия, кроме луков со стрелами в берестяных колчанах, найдены копья, палаши и даже крючок для стаскивания врага с коня…”, “…При раскопках Сросткинских курганов в 1925 году найден меч из волнистой дамасской стали…”, “…Сросткинские поселения тоже располагались в речных поймах на елбанах или на мысах коренного берега…” [1].
Да и сами названия археологических памятников обозначены везде как “Сросткинская палеолитическая стоянка”, “Сросткинское городище (городище Пикет)” и т.д. Почему это так произошло? И как же всё-таки верно? Давайте попробуем с этим разобраться.
В книге С.Ю. Исупова “Крепость Бийская есть главная” приведен один из текстов так называемых “подорожников” — описаний пути в загадочное Беловодье. Это один из первых вариантов подорожных писем, датируемый началом ХIХ века. В нём мы читаем: “От Бийска идите вверх Катунью, у места Сростов спросите Петра Важинова… а тот вам путь укажет туда, где есть потаённые пещеры…” [2]. Заметьте, Сростов, но не Сростков. То есть суффикса “к” — здесь нет.
Далее, работая с архивными документами по истории храмов в селе Сростки, невольно обратил внимание, что во всех клировых ведомостях фигурирует село Сростинское, но, опять же, не Сросткинское, и уж тем более не Сростки. К примеру, один из этих отчетов так и называется — “Ведомость о самостоятельной церкви Бийского округа села Сростинского Пророко-Ильинской церкви Благочиния 26 за 1890 год” [3].
Если принять во внимание эти два вышеуказанных факта, то мотивирующее слово в данном случае есть — “Сростинское”. И вполне естественно, что образованные от него гнездовые слова — звучат как “сростинцы” и “сростинский”. Безо всякого суффикса “к”.
Значит, принимая это как версию возникновения производных слов от “Сросты” и “Сростки”, можно предположить, что сам суффикс появляется в названии села гораздо позднее, когда село Сростинское становится Сростками, примерно, в начале 20-х годов ХХ века. И вполне закономерно, что жители села — изначально “сростинцы”, а кто-либо или что-либо Сросткам, точнее Сростинскому, принадлежащее — “сростинское”, так как от “Сростинского” и произведены. Ну а археологические находки — напомню, сделанные после 1920 года — получают своё “обозначение” уже от действующего названия села — Сростки. То есть вполне закономерно наследуют суффикс “к” — Сросткинская культура, Сросткинсиий могильник, Сросткинское городище и т. д.
По крайней мере, такое предположение выглядит и вполне логичным по времени возникновения мотивируемых (гнездовых) слов и по их происхождению (гнездообразующему слову, из которого они возникли), и не противоречит всем правилам образования слов в русском языке.
Примечания
1. Приглашают Сростки. Путеводитель/ ВММЗ В.М. Шукшина. — Барнаул, “Азбука”, 2010.
2. Исупов С.Ю. Крепость Бийская есть главная. — Барнаул, “Азбука”, 2009.
3. ГААК. Ф. 26, опись 2, связка 10, архив 50.