Опубликовано в журнале Сибирские огни, номер 5, 2010
КОРОТКО О КНИГАХ
Щербин Н.М. Военно-воздушные силы Красной армии в Великой Отечественной войне. 1941 – 45 гг. Военно-исторические очерки.
— Новосибирск, Новосибирское книжное издательство, 2009.Это целый исторический труд, щедрый на цифры и факты, не ограничивающийся только характеристикой военно-воздушных сил в разные периоды предвоенных и военных лет. Вместе с автором как будто заново переживаешь войну от Белорусской и Прибалтийской оборонительных операций лета 1941 г. до Берлинской наступательной апреля 1945-го. Автор показывает, как взаимодействовали авиационные армии, корпуса, дивизии, эскадрильи со всеми родами войск, приводит примеры героизма советских летчиков. Например, о первом воздушном таране через неделю после начала войны. Или о прославленных асах, в том числе и об А. Покрышкине, предложившем новую тактику ведения боев — “этажерки” пар самолетов, “сдвинутых в сторону от солнца”. Особняком стоит первая глава книги, дающая исчерпывающие сведения о марках истребителей и бомбардировщиков (“Як”, “Ла”, “Пе”, Ил”, “Ту”) и их совершенствовании в ходе войны. Отмечает автор и “большой вклад Новосибирской авиационной школы пилотов ВВС” с приложением списка награжденных орденами и медалями.
Музеи научных центров и институтов Сибирского отделения академии наук. Очерки формирования и развития. — Новосибирск, 2009.
Существование большого количества музеев в системе СО РАН лишний раз подтверждает прописную истину о немереных богатствах Сибири. Эта коллективная монография (среди авторов Г.М. Запорожченко, Н.М. Щербин, О.Н. Шелегина, Н.М. Подгорных) насчитывает тридцать восемь таких музеев. Они делятся на музеи естественно-научного профиля, в состав которых входят “музеи институтов, относящихся к группе наук о Земле” (геологический, геолого-минералогический, угля и т. д.), “о жизни” (зоологический, ботанический и т. д.) и др. Исторический “профиль” включает в себя, например, музей истории и культуры народов Сибири с коллекциями предметов быта селькупов, кетов, ханты, манси и т. д., а экспонатами “историко-архитектурного музея под открытым небом” являются каменные глыбы, плиты, стелы с древними рисунками и надписями, церкви и башни 16 — 18 вв., перевезенные в Новосибирск. Есть также и мемориальные музеи выдающихся ученых — М.А. Лаврентьева, Д.К. Беляева, А.А. Трофимука и др. Уникален Байкальский музей комплексного профиля, где есть, например, лаборатория из пятидесяти аквариумов для научных исследований. Таким образом, музеи СО РАН выполняют благородную миссию “трансляции” культурного и научного наследия в общество.
Соколов А. Осенние птицы. — Новосибирск. Поэтическая библиотека журнала “Сибирские огни”, 2009.
Новая книга стихов А. Соколова имеет “предисловное” стихотворение с такими строчками: “Совесть мучает Соколова, / Если нет давно свежих стихов”. Главное слово здесь “мучает”, ибо творчество известного поэта, невозможное без внезапных, как перемены сибирского климата, метафор — это сама совесть. Рефлексия, переходящая в пламенную риторику, медитация на грани исповеди и проповеди нагревают стихи А. Соколова до состояния расплавленной магмы, извергающейся из вулкана его воображения. В “культурном бульоне” его поэзии, где есть и Мандельштам, и Ван-Гог, и “орфический джаз”, но преобладает античность, не тонет его собственный голос. Напротив, он узнаваем в строчках-“проговорках” о его быте и бытии, в страстных филиппиках против “хамов торжествующих”, в преданности новосибирской живописи, в истинном новосибирском патриотизме, сожалеющем, что “город, как Китеж, ушел безвозвратно на дно”. Но не уйдет эпическая поэзия А. Соколова, связывающая “свежие” стихи с “прежними”, цикл которых и завершает эту небольшую, но емкую книгу.
В. Я.