Опубликовано в журнале Сибирские огни, номер 3, 2009
Каменный мост. Литературно-художественный альманах. — Томск, Издательство НТЛ, 2008.
Этот альманах с архитектурным названием и устроен архитектурно: все его авторы распределены по шестнадцати главам-разделам, от одного до четырех в каждом. Многие из них, однако, перекликаются и вне глав. Легко навести “мосты”, например, между тремя поэтами с бардовским началом: А. Пименовым, автором ироничных баллад, Е. Фельдманом, автором баллад переводных (М. Паркер, Р. Киплинг), и Н. Шипиловым, “тайну дара” которого в весьма интересных и уважительных воспоминаниях постигает С. Ключников. Едва ли не лучшая публикация журнала, этот мемуар передает личность поэта в динамике. Он здесь подобен своим “Коням”, которые “несут Россию и каждого из нас на Божий Суд”, считает автор. Среди разноуспешных подборок поэтов Е. Богдановой, Е. Клименко, В. Крюкова, В. Сердюка, Г. Скарлыгина и др., не очень выразительной прозы С. Куклина, С. Данилова, Г. Климовской, многоликой публицистики А. Казаркина (о Л. Гумилеве), В. Петрова (о Н. Клюеве) и др. странное впечатление оставляют иные материалы. Это и русско-еврейская стихотворная смесь Вл. Петрова (“я… катастроф эпохи”), и записки судмедэксперта Ю. Бунина о смертельной “гаражной” любви, и публикация В. Лойши “М. Булгаков: взглядом Тальберга”, похожая на мистификацию. И уж совсем не похож на розыгрыш неожиданный плагиат поэта Л. Горяева, в подборке которого оказалось известное стихотворение Ю. Кузнецова “Атомная сказка”, только под названием “Дурак”. В целом же альманах как альманах, со своими удачами и неудачами.
Пятый разъезд. Искитимский историко-публицистический и литературно-художественный альманах. 2008.
“Разъезд № 5” — железнодорожное дореволюционное название будущего Искитима, крупного города Новосибирской области, которому недавно исполнилось 70 лет. По страницам же этого журнала “едешь” как по извилистой и ухабистой дороге. От добросовестно-подробных “воспоминаний старожила” Г. Максимова приезжаешь к веселым “городским байкам” В. Стародубцева. А после сугубо “исторических очерков” со статистическими таблицами “росписи старожильческих поселений” прошлых веков и мартиролога воинов японской и германской войн сильно подбрасывает на “ухабе” “записок пенсионера” Б. Барсукова о геополитическом положении Искитима (“пуп Земли”), включая чересчур уж глобальные рассуждения, вплоть до теории циклических “катаклизмов”. Читателя ждут также холодный душ расхристанных стихов И. Рябчикова, пахнущих скандалом, алкоголем и тоской по “призракам прошлого”, а также пьесы словесные (В. Титов) и нотные (И. Новожилова). Но тот, кто дочитает альманах до конца, будет вознагражден классически ясной фантасмагорической прозой — главами из романа Д. Кривякина о том, как неожиданно близко нам все потустороннее. Стоит только наглотаться таблеток или паленой водки с самогоном. Завершают журнал старые (50-х годов) стихи Т. Пьянковой и ее же “всенародные песенки”.
Сальников М.С. Вкусить любви и благодати. — Новосибирск, поэтическая библиотека журнала “Сибирские огни”, 2008.
В очередной книге стихов новосибирского поэта томят чувства земной благодати, светлой грусти, теплой влюбленности во все сущее. Все это стынет и тлеет в стройных четверостишиях его стихов, где, то здесь, то там, вспыхивают огоньки аккуратных метафор и образов, найденных, как видно, посредством терпеливо-долгого созерцания природы. Видно и другое, то, что лирический герой поэта — человек пожилой, которого все чаще посещают мысли о близком прощании с жизнью. Потому в книге так часто встретишь “прощальные” слова-мотивы: “закат”, “звезда”, “тишина”, а главным ее настроением является грусть. Потому и в стихах поэта так пустынно и безлюдно, как поздней осенью в поле или ранней весной в лесу. Остается печальным пером писать эскизы и картины природы, по сути, и составляющие содержание поэзии М. Сальникова: “Постепенно угасают краски / В подступающей с востока мгле. / И, как эпилог короткой сказки, / Блещет жемчуг в травах на земле”. Так и всю эту книгу хочется назвать одним большим эпилогом к творчеству поэта.
В. Я.