Опубликовано в журнале Сибирские огни, номер 2, 2009
Уже давно что-то случилось в нашем и без того далеком от идеала общеславянском доме. К треснувшим границам религии, быта как-то незаметно прибавилось безразличие. И стали мы черствыми, уткнувшись в корыта телевизоров и глянцевых журналов, обособившись своим мирком, почти безропотно согласились на добровольный аутизм. Сегодня поневоле завидуешь исламскому миру. Попробуй, тронь не то что страну, а просто нелестно отзовись о традиции, невинно пошути над религиозной догмой, и ты неизбежно пожнешь бурю возмущений и протестов по всему миру. И правильно делают, они защищают свое, кровное. Увы, мы уже далеки от такого единодушия. Не выйдет у нас ни один священник вперед протестной толпы, и не будут выть женщины у стен парламента, чьих детей убили, а дома осквернили, и только окончательно опаскудившаяся интеллигенция, робко поскуливая, прильнет к очередной подернутой партийным жирком властной руке. Прильнет, пригреется и заурчит свою извечную песню о народе, о его величии, о державности и мессианстве. И гори гаром, пропади пропадом все, что делается вокруг.
Я не боюсь войны с американцами, ее, скорее всего, не будет, страшнее вероятность войны с Украиной, Балтией, Казахстаном, а может, и Белоруссией, и виной тому станет не только наше газовое ростовщичество, а, прежде всего, духовная дистрофия культуры.
Редакция журнала сегодня предпринимает робкую попытку к воскрешению былых традиций, воскрешению бессовестно отнятой у нас дружбы народов, которая немыслима без глубокого знания национальных литератур. Этот номер целиком посвящен современной белорусской поэзии и прозе, через произведения практически неизвестных русскому читателю авторов мы попытаемся передать всю сложность и неоднозначность происходящих сегодня в республике процессов.
Последнее десятилетие для белорусской литературы уникально тем, что из тени забвения возвращаются многие забытые имена: Тодар Кляшторны, Кастусь Акула, Лариса Гениюш, Вацлав Ластовкий, Владимир Случанский, Михась Сяднёв, Юрка Вицбич, Наталья Арсеньева, Лявон Савёнок и другие. С потугами и административными препонами до читателя, наконец, дошли без купюр произведения Василя Быкова, Алеся Адамовича, Светланы Алесиевич, Генриха Далидовича, Владимира Орлова, Владимира Некляев, Ольги Ипатовой, Леонида Дайнеко и еще многих других талантливых и самобытных писателей. По своей мощи и значимости эту могучую волну можно было по праву считать девятым валом белорусской духовности, однако, воскрешенная литература не стала достоянием широкого читателя. Причин тому много — это, как и у нас, искусственное разделение писательского союза, безразличие властей по отношению к культуре, необъяснимое мазохистское избиение национального языка и почти полное его вытеснение из повседневного обихода граждан независимого государства, присутствие в культурообразующей отрасли — образовании — своего доморощенного Фурсенко, по фамилии Радьков и еще целого ряда невеселых факторов. Несмотря на все это современная белорусская литература становится с каждым днем все более востребованной и необходимой читателю. В отличие от России, в Беларуси уцелела и широко популярна авторская песня. Песня — сатира, призыв, протест; и вместе с тем, тихая и лиричная, она живет, в отличие от попсы, своей вечной жизнью. Самобытные талантливые поэты-певцы Виктор Шалкевич, Сержук Соколов-Воюш, Даньчик, Алесь Камоцкий, Кася Камоцкая, Эдуард Акулин, Алесь Наркевич собирают огромные аудитории, на их концерты не надо принудительно распространять билеты в трудовых коллективах и воинских частях.
В непростых условиях творят белорусские писатели, и лучшие из них делают это на родном языке.
Будем очень рады обратной связи с вами, уважаемые читатели. Надеемся, что вслед за белорусским номером увидят свет и украинский, и польский, и сербский, и болгарский, и чешский. Только так мы все вместе сможем преодолеть наше непростительное одичание.
Валерий КАЗАКОВ, член редколлегии