Опубликовано в журнале Сибирские огни, номер 11, 2008
Бийский вестник. Литературно-художественный, научный и историко-просветительский альманах. № 1-2, 2008 (17-18).
Этот номер можно смело назвать поэтическим. И не только потому, что в нем много поэзии, хорошей и разной: М. Андреев, Ген. Иванов, Б. Лукин, И. Шувалова, В. Ярцев, Ю. Татаренко, включая знаменитого Георгия Иванова, стихи с фестиваля-конкурса “Устами детей” и других авторов. И даже не из-за обилия статей о поэзии (Д. Чернышков о Г. Иванове, В. Огрызко о Н. Рубцове, Н. Переяслов о Р. Харисе). Лирична, каждая по-своему, здесь и проза. Повесть В. Марченко “Белый, белый пароход” ведет мелодию “пароходной” любви двух неизбалованных жизнью людей, рассказ В. Нужного о возвращении врача домой на льдине неожиданной образностью похож на джазовые импровизации, рассказ З. Десятовой — соло инспектора по зерновым культурам, перебивающее хриплые голоса сельских партийцев. Но первенство остается за самой большой публикацией альманаха — “Повестью о былом” Л. Игнатенко. Чтобы рассказать о жизни семиреченского казачества мрачной эпохи гражданской войны в светлых тонах семейной хроники, надо иметь хороший литературный слух. Подлинной симфонией звучат “евангельские” статьи критика В. Курбатова. Также в журнале статьи В. Гришаева о репрессированном художнике Г. Гуркине, Ю. Верещагина об экспедиции за алтайскими петроглифами, “Хроники шукшинских чтений”, которыми завершается этот номер.
Щербаков Александр. Деревянный всадник. Повесть, рассказы. Москва, Лепта Книга, 2007.
Эта книга известного красноярского писателя также несомненно поэтична. Оказывается, и простым описанием крестьянских ремесел и ремесленников — пимокатов, корзинщиков, колодезников, гончаров, прядильщиц и т.д., можно достичь немалого художественного эффекта. Настоящей музыкой звучит, например, рассказ о работе шорника: он “раскраивает кожу на ленты, которые идут на изготовление крепких двухслойных гужей, крученых супоней, цельных перетяг, на шитье узд с удилами и поводьями, недоуздков”. То же и в цикле “Рассказы об инструментах” — топоре, пиле, косе, вилах. Тон здесь явно задает автобиографическая повесть “Свет всю ночь” о деревенском детстве писателя. Вот и автор послесловия к книге В. Смирнов не мог удержаться от музыкального сравнения: “Книга А. Щербакова — это целый гимн крестьянскому умению”.
Каптаренко А. Когда, где и кто. Новосибирск, Изд-во “Свиньин и сыновья”, 2008 (общедоступная библиотека).
Книгу долгожителя из Питера (родился в 1912 г.) можно было бы назвать графоманской, если бы не целые кладези мелочей быта одной небогатой семьи начала ХХ века. Здесь можно узнать, например, что дети из таких семей катались на лыжах, сделанных из штакетника и носили пальто, подбитое мехом кенгуру, что на Невском проспекте “считалось невозможным не только плюнуть на панель, но даже позевать с пристаныванием”, что школьники тех лет вступали в общество “Долой рукопожатия”, а в новосибирской эвакуации, где автор работал на военном заводе, можно было иметь двух жен сразу и о многом другом. Вторая часть книги менее интересна и познавательна, ибо состоит из эксцентричных рассказиков о разных нелепых случаях. Например, о том, как писатель нечаянно купил у уличной торговки книгу Белинского и долго потом думал, “к чему клонит” автор в “Литературных мечтаниях”. Темами других рассказов является всякая всячина, от современных выборов до надгробных надписей. Подобное творчество, похожее на фольклор, больше странно, чем забавно и быстро набьет оскомину искушенному читателю. Такова уж специализация этого нетривиального издательства.
В. Я.