Татьяна Михайловская, «Снежное нежное»; Без муз. Футуристы в нижегородском сборнике 1918 года. (Репринтное воспроизведение, исследования и комментарий) / сост. и науч. ред. А. А. Россомахин.
Опубликовано в журнале Дети Ра, номер 6, 2024
Татьяна Михайловская, «Снежное нежное»
Стихотворения разных лет
М.: Издательство «Перо», 2022
Лирика Татьяны Михайловской не частый гость на книжных полках. Предыдущая книга «Земные времена» выходила десять лет назад. Татьяна органично совмещает в своем творчестве стихи и прозу — лед, так сказать, и пламя. А также поверяет алгеброй гармонию, будучи концептуальным критиком. При этом собственная лирика как бы прячется в тени, в то время как прирожденный поэт занимается текстами коллег. И каждая новая поэтическая книга Татьяны воспринимается как подарок ее поклонниками, к которым издавна принадлежит автор этих строк.
Снежное нежное хочется писать без кавычек. Поэту дано услышать, как снежное переходит в нежное или как нежное зарождается в снежном! И вот уже вся книга полнится превращениями, словно в пушкинских «Бесах». Начинается книга ярким моностихом, в котором в свернутом виде сходятся все лирические линии книги:
Снег ген нег
Вскрывается генетический код неги и снега. Снег и стих роднятся, как в стихотворении «Снег выпал»:
Прекрасен мир, как в первый день творенья…
Лег снег на чистые поля,
и на кусты, на тополя,
и на мое стихотворенье.
Снег проявлется в стихах Михайловской в разных видах и состояниях. И навевает особые состояния:
Снежное нежное меня обнимает,
поднимает в алмазную высь,
мысль мою прижимает к земле,
Млечной Дороги уже не видать,
не угадать в лунном сиянье…
Инь-ян вечный поток…
Поэт выныривает из потока, чтобы запечатлеть непостижимое. Как в стихотворении «В самое темное время в году…», где
В полночь метели густая завеса
вдруг раздвигается силою слов…
и далее о словах, которые
непостижимо — горят, как огонь,
тают, как лед, и летят, как молитва.
Снова слово преображается в природном и сакральном, подобно движениям стихий.
Без муз. Футуристы в нижегородском сборнике 1918 года.
(Репринтное воспроизведение, исследования и комментарий) /
сост. и науч. ред. А. А. Россомахин.
СПб.: НИУ Нижегородский кампус «Высшая школа экономики»,
Издательство «Да», 2024
100 с лишним лет спустя впервые репринтно воспроизведен сборник, объединивший футуристов и символистов. Сборник, задуманный как периодическое издание, не пошел дальше первого номера и остался как своеобразный памятник времени. Возможно, если бы издание имело продолжение, мы бы получили некий новый извод поэзии того времени. Потому что наряду с Хлебниковым, Асеевым, Большаковым, Третьяковым, Шершеневичем, Лавреневым, Ивневым напечатаны еще произведения авторов, чьи имена бывает не так просто отыскать. А эти тексты интересны, просто их авторы не успели осуществиться в полной мере ко времени выхода альманаха. Например, тексты Николая Беляева, Амфиана Решетова, Неола Рудина… О. Замятина и А. Россомахин провели серьезное исследование и восстановили биографии участников и составителей сборника. Вообще благодаря большому блоку работ вокруг репринта, мы теперь гораздо больше знаем и о персонах авангардного движения, и о их творчестве. Блок дополнен обширной визуальной подборкой (портреты, обложки, репродукции картин, документы). Благодаря публикациям из архива А. Е. Парниса получены дополнительные штрихи к портрету Велимира Хлебникова (впервые опубликованы подготовительные заметки Хлебникова к его манифесту «Братство «Рыцарей Духа»). Отметим, что в новом издании приняли участие ветераны авангардоведения, члены Академии Зауми Александр Парнис, Андрей Крусанов, Андрей Россомахин, а также нижегородские исследователи Любовь Барышникова, Оксана Замятина и Леонид Большухин.