Опубликовано в журнале Дети Ра, номер 4, 2024
Марк Кабаков, «Когда сердце пело»
М.: «Вест-Консалтинг», 2024
Мужчины предпочитают выражать свою любовь поступками. Они обычно немногословны. Счастлива та женщина, которой ее мужчина посвящает стихи. Хотя бы одно стихотворение для любимой в наше циничное время приравнивается к подвигу. А тут целая книга! Скептики возразят: ничего особенного, просто творческий человек примеряет на свою женщину образ музы, а женщина с радостью соглашается. Тем более, что с развитием Интернета стихотворцы особенно не утруждают себя: переходят на верлибр, стремясь донести до адресата многостраничный поток сознания. Эти произведения кажутся настолько обрывочными по форме, что не вызывают никакого желания знакомиться с их содержанием.
Но мужчины старой закалки, воспитанные на четкой стихотворной форме, не позволяют себе ни малейшей распущенности ни в оформлении текста, ни в его наполнении. Априори уважая своего читателя, они говорят о любви робко, как бы стыдясь, чтобы не дай Бог не солгать, не разрушить это чувство. В книге «Когда сердце пело» известного поэта и прозаика, капитана 1‑го ранга Марка Кабакова (1924–2016) представлена лирика, посвященная его возлюбленной — Зое Сафошкиной. Сборник проиллюстрирован фотографией автора и этой обаятельной дамы.
Лирический герой Марка Кабакова обладает редким на сегодняшний день качеством: слова с делом у него не расходятся. Если он признается в чувствах — то серьезно, неся ответственность за сказанное. Если раскаивается в совершенных ошибках — искренне, на коленях, не придумывая себе оправданий:
Упаду в твои ладони
Головой, седой, как мел.
Ты прости, что я не понял,
Ты прости, что не сумел.
Много ли нужно говорить о любви? Все зависит от человека. Для одного и каждый день мало, а другому достаточно одного признания в любви, которое он пронесет через всю жизнь. Иногда в сборнике встречаются весьма чувственные строки, которые, помимо яркости чувства, содержат в себе заверения в его исключительности, в том, что мужчина не бросает слова на ветер. Несмотря на то, что дело происходит на курорте, лирический герой Марка Кабакова настроен решительно и серьезно:
Есть только море,
Только пляж,
Есть обольстительные сети,
Есть женщина, одна на свете,
Которой ты себя отдашь.
Эти строки говорят о зрелости и силе чувства. Любовь — решение, которое мы принимаем ежедневно: с тем ли партнером я встречаю рассвет, мой ли это человек?.. Такая клятва дорогого стоит. Рискованно выносить на люди столь личные переживания, поскольку этот жанр предполагает обязательную ответную реакцию. А если откажет?.. Впрочем, Марк Кабаков не замыкается на своем чувстве. Его пейзажная лирика пропитана умиротворением и ощущением внутреннего покоя:
Вдоль черных кипарисов,
На фоне темных гор
Лавандой и анисом
Наполнился простор.
Поют в траве цикады,
Зажглась звезда уже…
И ничего не надо
Ни телу, ни душе.
Это внутреннее состояние гармонии, сравнимое с ощущение единства всего живого на планете, редко приходит к поэтам. Женщины часто жалуются, что их «половинки» редко говорят о чувствах: не признаются в любви, не делают комплиментов. Многие (и женщины, и мужчины!), когда разговор заходит о чувствах, делаются уязвимыми, а потому предпочитают отмалчиваться. Но только не поэты! Влюбленный поэт горяч, вдохновенен и плодовит:
И каждое слово —
Тебе одной,
Даже точка в конце.
И ненасытный пламень ночной
Горел на твоем лице.
Когда влюбленность перерастает в любовь, исчезают сомнения. Человек перестает колебаться и в том, что он испытает к избраннице, и в своем решении — быть вместе до тех пор, пока смерть не разлучит:
И неважно: ты стар или молод,
Это все чепуха для любви…
И мерцают в арктический холод
Негасимые звезды твои!
Американские ученые недавно официально установили: свою половинку можно любить до глубокой старости так же страстно, как в медовый месяц. Хочется всплеснуть руками: долго же они собирались задокументировать то, что обычные люди знали испокон веков… А книга Марка Кабакова лишний раз убеждает нас в том, что настоящая любовь не стареет.