Опубликовано в журнале Дети Ра, номер 1, 2024
Анатолий Гоморев, «Прижизненные издания Александра Блока»
М.: «Вест-Консалтинг», 2023
Систематизировать наследие классика — дело трудное и ответственное. Блоковед и библиофил Анатолий Константинович Гоморев, будучи преданным убеждению, что каждая строчка драгоценна, на протяжении ряда лет исследовал творчество знаменитого поэта, собирал книги поэта, в том числе, изданные при его жизни. Результатом многолетней работы автора как коллекционера и исследователя культуры Серебряного века и стало настоящее издание.
Отчего книги, изданные при жизни автора, имеют такую высокую ценность? Каждое прижизненное издание — это переживание незримой связи с автором, уходящей вглубь десятилетий, а то и уводящей в минувший век. Сам автор в предисловии пишет об этом так: «Что дает нам именно «живая» книжка поэта в отличие от интернетовского текста? Прежде всего, представление об эпохе, ее стиле, вкусах, устремлениях. Тут все имеет свой смысл: сорт бумаги, набор шрифтов, обложка, рисунок на ней, цвет, иллюстрации в тексте или отдельные заставки и концовки; круг художников-иллюстраторов, информация об издательстве, месте и времени издания, тираже, месте и времени цензурного разрешения, как в «Стихах о Прекрасной Даме»; о вышедших и готовящихся книгах (т. е. о планах автора), о круге авторов, печатающихся в издательстве, часто совсем не случайном. У Блока даже цвет шрифта на обложке имеет символическое значение. Книга всеми этими признаками врастает в свое время, и желающий да увидит ее путеводные нити!».
Мы узнаем, что поэт предъявлял определенные требования к типографскому шрифту и к оформлению обложек своих сборников. Продумывая внешний вид издания, Блок уделял большое внимание строгому шрифтовому оформлению (кстати, при переиздании цветовая гамма сохранялась) и качеству бумаги, что подчеркивается в одном из писем Брюсова к Блоку. Речь идет о сборнике стихотворений «Нечаянная радость»: «… печатание Вашей книги все еще медлится. Первая причина: не было наготове бумаги; это теперь устранено (бумага такая же, как в моем «Венке»)… остается третья — рисунки; на днях, вероятно, еще на этой неделе, я доставлю Вам виньетки, исполненные В. Милиоти. Нам кажется, что они вполне отвечают духу Вашей поэзии».
В книге в хронологическом порядке выстроена последовательность прижизненных изданий А. А. Блока с подробными примечаниями. То, что может быть подчинено строгому учету: размер издания, количество страниц, последовательность стихотворений и др. факты о книге дополнены фрагментами личной переписки поэта с издателями, впечатлениями о книге близких поэта, а также отрывками из рецензий. Так, например, опубликованы весьма жесткие слова В. Брюсова о книге стихов «Снежная маска»: «Поэзия и душа Блока развеялась, расплылась в вихре метели и кружится, почти без очертаний, без упругости. Она не переживает ни одного сильного чувства, как месть, гордость или обида, как страсть или солнце. Душа Блока как бы плавает по воздушному океану неуловимых видений и смутных колебаний».
Большой интерес сегодня к автографам. Авторская книга — всегда дорогое удовольствие, подписанная же лично — и вовсе уникальная вещь. Сам поэт держал эту книгу в руках, сам дарил или отправлял адресату — с индивидуальными пожеланиями… Каждый автограф поэта учтен автором и указан в списке экземпляров с дарственными надписями. Кстати, зафиксирован автором и печальный случай не-посвящения готовящейся к печати второй поэтической книги Блока «Нечаянная радость» Андрею Белому: «Свою вторую книгу Блок хотел посвятить Андрею Белому, но ко времени выхода книги отношения их были в кризисе, и поэт написал в письме к Белому от 9 августа 1906 г.: «Боря! Сборник «Нечаянная радость» я хотел посвятить тебе, как прошедшее. Теперь это было бы ложью, потому что я перестал понимать Тебя. Только потому не посвящаю тебе этой книги»».
Состав изданий, вышедших при жизни поэта, их тираж и стоимость, наглядно показывают нам, что популярность к А. Блоку приходила постепенно и неторопливо. Количество экземпляров ранних сборников свидетельствует о сдержанном читательском интересе. Но после событий 1918 года ситуация резко меняется. Так, автор учитывает читательский спрос на издание поэмы «Двенадцать», вышедшей в 1918 году в издательстве «Алконост»: «Тираж был напечатан в количестве 300 нумерованных экземпляров, из которых 25 раскрашены от руки художником». Скромно, осторожно. Однако историческая обстановка внесла свои коррективы в распространение творчества Блока: «Издание распространилось по подписке, печаталась книга в 15-й государственной типографии в Петрограде. В декабре вышел новый тираж уже 10 000 экз. по заказу Наркомпроса». Книги поэта невозможно было достать, а всего при жизни Блока поэма издавалась в оригинале 22 раза.
Структурированный фактологический материал, связанный с историей создания прижизненных изданий А. А. Блока, сразу вводит нас в мир реальных событий поэта, череду эпизодов и тонкостей, которые часто бывают важны для издания книги. Например, тщательно проанализировав отзывы на первый сборник поэта, автор уделяет внимание самым «весомым» словам: «Среди наиболее важных для Блока отзывов в среде символистов была и реакция Виктора Гофмана: «Нежное, как-то мягко мерцающее, вдумчиво-ласковое дарование светится в этих «Стихах о Прекрасной Даме». Это не яркий светильник, зовущий и ослепляющий, но молитвенно тихая лампада, ровно и верно хранящая свет подступивших теней…»».
Книгу завершает статья «Об одной ошибке Блока», в которой рассматривается интересный случай словоупотребления. Блоку не давало покоя крестьянское поверье, которое он ошибочно считал дурным предзнаменованием. Три загадочных слова «она мчится во ржи» долгое время будоражили поэта, однако с помощью автора мы выяснили, что это древнее поверье совершенно безобидно, и, напротив, сулит благополучие: «Под словом «она» подразумевается Богиня или Мать хлеба (на греческой почве Деметра). Ничего ужасного она людям не сулит. Напротив, если «она» бежит по ржи (или по пшенице), это значит — к большому урожаю».
Глубокое исследование Анатолия Гоморева представляет собой большую научную ценность. Позволяя ощутить дух «того времени», оно раскрывает нам множество интересных деталей давно ушедшей эпохи. И, конечно, данная книга призвана хранить память о классике русской литературы, без стихотворений которого сегодня немыслима школьная программа. Эта книга, написанная простым и понятным языком, будет интересна не только истинным библиофилам, но и широкому кругу читателей.