Опубликовано в журнале Дети Ра, номер 1, 2023
«ЛИТО! Как много в этом звуке…»
Сборник произведений поэтов и прозаиков Литературного объединения Центрального Дома ученых Российской академии наук
М.: «Вест-Консалтинг», 2023
«Единство» — первое слово, которое приходит на ум при ознакомлении со сборником произведений литературного объединения ЦДУ РАН, которое существует более шестидесяти лет. Эстетически и мировоззренчески близкие друг другу люди, которые периодически собираются в неформальной обстановке, чтобы вести разговор как о литературе, так и о процессах общественных, которые не могут не волновать настоящего литератора. И, конечно, чтобы знакомиться с произведениями коллег и зачитывать им собственные сочинения. Поддержка друг друга членами этого сообщества осуществляется на всех уровнях: регулярно организуются публичные выступления и периодически выходят совместные печатные сборники. Настоящее издание готовилось особенно тщательно, поскольку приурочено к памятной дате — столетию Центрального Дома ученых.
Тридцать лет литературным объединением руководил признанный специалист по творчеству Лескова, профессор Всеволод Юрьевич Троцкий. Этому замечательному человеку посвящены воспоминания Людмилы Саницкой, которая отмечает не только его профессионализм, но и высокую нравственность, столь редкую в современном литературном процессе: «Человек открытой гражданской позиции, Всеволод Юрьевич, был и остается активным общественным деятелем, ярким и бескомпромиссным. Основанием для сохранения нации он считал сбережение русского языка и сражается за его чистоту на самых высоких политических трибунах. Литературу и, в частности, поэзию полагал серьезной лишь при наличии социальной ее значимости». Ничего удивительного, что такой руководитель смог создать среди своих подопечных атмосферу искренности, взаимопомощи и высоких требований к собственным произведениям. Так описывает «микроклимат» собрания единомышленников в своем ностальгическом эссе автор рассказов и прозаических миниатюр Владимир Поляков: «Была какая-то атмосфера близости и братства, когда, читая свои стихи и рассказы или слушая других, мы видели, как меняются выражения лиц коллег, слышали их реплики и комментарии. Наши встречи вокруг рояля напоминали дружеские посиделки вокруг костра, когда все с нетерпением ожидают запеченной в золе картошки и радуются предстоящей трапезе». Действительно, степень социализации и мера формализации литературного объединения создают неповторимый эффект, когда чувствуешь: ты — среди своих. Кто не причастен к подобному товариществу, не сразу прочувствует это особое настроение, кто был вовлечен — тому не надо долго рассказывать. Должна признаться, что немного завидую счастливчикам и очень рада за них, потому что литобъединение продолжает свою регулярную творческую работу. А в настоящем сборнике, надо сказать, чуть ли не каждое второе стихотворение — посвящение или родному ЛИТО или кому-нибудь из коллег. Взаимоуважение и взаимопризнание наполняют эту книгу. Такое ощущение, будто старые друзья общаются друг с другом, вовлекая новичка в свой узкий круг.
С 2007 года ЛИТО ЦДУ руководит кандидат филологических наук, поэт Людмила Колодяжная. Ее стихотворение метафорически насыщено. Точкой отсчета служит не абы что, а знаменитый пушкинский треножник, что означает серьезное размышление автора о времени и о том, что однажды незнакомый прохожий перелистнет последнюю страницу книги жизни:
И вслед пойдет за нами,
в страну, которой нет,
где промелькнет меж снами
во тьме сокрытый — свет…
Традиционно в русской литературе слово «свет» реализуется такими понятиями, как «добро» и «благо», но замечаешь этот свет лишь тогда, когда оказываешься в его противоположности — в темноте. В этом отношении примечательна сказка Евгении Беловой, названная автором просто «Сказка». Восстановлению привычного хода событий радуются все, кроме громоздкого Буфета: «— Вот так всегда, — уныло пробурчал Буфет. — Не успеешь взлететь, тут же падаешь». А смысл один: есть в мире некий порядок, нарушать который не стоит. Всему свое время и место. Порядок — это свет. Хаос — это мрак. В принципе, ничего нового, но после этих текстов остается ощущение, будто лишний раз напомнили о самом главном, о чем забываешь в суете трудовых будней.
А Нина Познякова, размышляя о членах литобъединения, которые, к сожалению, уже покинули этот мир, смиряясь с конечностью жизни (символ перехода в мир иной — опавшая листва), с надеждой просит в молитве о продлении великого дара жизни:
Лист осенний упал, скупо солнцем подсвечен.
Знаю я, что никто в этом мире — не вечен,
Но с молитвой шепчу я, прошу каждый вечер:
«Ты помедли, судьба, не гаси мои свечи».
Философская лирика родственна мышлению научному, четко сопоставляющему причину явления и его следствие. Мышлению творческих, интеллигентных, увлеченных людей, которые, по восторженно-трепетному выражению Людмилы Саницкой, «мало того, что ученые (а кто еще тут может быть?!), так еще и пишут!». И критическое мышление у них высокого порядка. Прочтите, например, отзывы секретаря ЛИТО Елены Ткачевской: она с теплом отмечает удачные рифмы авторов, радуется, когда воплощение авторского замысла находит для себя наиболее удачную форму. Это, кстати, помимо того, что сама Ткачевская — не только кандидат химических наук, но и автор нескольких поэтических книг. Вот в какой фольклорной, почти былинной стилистике она описывает дар поэтического слова. Настоящее слово — это соль, добыча которой тяжела и мучительна:
Слово словлено
С сольным привкусом,
Слово молвлено —
Расплескалось вмиг, да без трусости.
А в солонке — соль,
Рядом — хлеб ржаной, ненадкушенный.
Прекрасная развернутая метафора Елены Ткачевской напоминает нам о том, что легких жизней не бывает, а жизнь стихотворца — трудна вдвойне. Но в этой жизни, полной проблем (чаще всего — не запланированных) и недоразумений, от нас не зависящих, люди, влюбленные в слово, объединились и создали свой мир, в котором нет места подлости и предательству. Настоящее издание знакомит читателя с творчеством участников Литературного объединения ЦДУ РАН и дарит немало спокойных минут в компании тихой лирики, вдумчивой критики и ностальгических воспоминаний.