Опубликовано в журнале Дети Ра, номер 3, 2022
Саша Кругосветов. Счастье Кандида
М.: АСТ, 2021
Автор этой книги, издавший популярную серию для детей о путешествиях капитана Александра, лауреат премий «Алиса», «Серебряный РосКон» и «Белый лотос», пишет публицистику и мейнстрим-прозу, и вдруг — феерический «взрослый» роман, грозящий стать событием сезона. На самом деле, «Счастье Кандида» Саши Кругосветова — феноменальный по мастерству, фантазии и количеству интеллектуального юмора плутовской роман. То есть авантюрно-эротический, как все уже поняли. Ну, а его главный герой по кличке Кент — безусловный трикстер, в судьбе которого отразились все изъяны и изгибы недавних «лихих» времен. «Был владельцем знаменитого ООО «Раздевалов Ltd.», создавал и разрушал состояния, ворочал миллионами. Казалось, ему было доступно все. Богатый, симпатичный, уверенный в себе — прекрасный пол просто не давал ему проходу. Его жизнь в то время напоминала сказочный сон. И внезапно все закончилось. Его, словно птицу, срубили на лету».
Словом, ищут бандиты, ищет милиция. В начале романа наш герой обосновался, наконец, в подвальчике магазина канцтоваров и сувениров на Кавалергардской, откуда наезжает (на роликах) к своим друзьям, живущим на городской свалке и за городом, как, например, отшельник Шародей. Именно последний из них называет молодого нахала «Кандидом простодушным» и старается помочь выкарабкаться из его незавидного положения. Например, дарит девайс, производящий деньги из воздуха, то есть из Пустоты, в которой живет энергия элементарных частиц. Кстати, Пустота — главный рефрен романа, о ней говорят на каждом шагу — но только посвященные, разбирающиеся в ней, словно московские концептуалисты в «пустотном каноне», «гнилых буратинах» и «потненьком бридо». Но место действия — все-таки Петербург, где «в «Сайгоне» слишком много эмо, всякой другой шпаны, рэперов, антифа, и дурь всучивают посетителям слишком уж беззастенчиво». И «московская» культурная топонимика присутствует здесь в качестве временного и жанрового маркера: нулевые, постмодернизм, метагеография…
«Счастье Кандида» — вообще полифонический роман, где смешаны разные жанры, которыми жонглирует автор, синкопируя все это стилистической эквилибристикой. Иногда это типично «городская проза», местами — «готический роман», а где-то модный стимпанк с грозными механизмами, работающими невесть для чего за городом, куда время от времени отправляется наш герой, и даже старинный водевиль не без жеманной эротики. «Лина задумчиво вздохнула, выразительно посмотрела на Кента и опять ничего не сказала. Только потянулась вперед — якобы, чтобы достать с блюда кусочек картофеля, но так, чтобы все увидели в полной красе контур ее замечательно очерченной груди. Люси тоже заметила этот маневр и демонстративно отвернулась — она терпеть не могла любые проявления манерности и жеманства и никому, кроме себя, не прощала такого поведения».
По сюжету, главному герою захотелось любви — чистой, как у Шекспира. Обустроившись, наконец, он принимается за дело, подогретый мыслями о кузине из своих эро-юношеских воспоминаний. Встречается со старым другом Румбом и его девушкой Линой, с преученым Шародеем, напоминающим легендарного композитора, играющем на рояле с ведром на голове, с королями свалки Шплинтом и Сявой, знакомится с их дамами сердца, представительницами древнейшей профессии, с «писателем пустоты» Наумом Плезневичем, с адвокатом Гезником, со следователем Прихватовым… И — после долгих мытарств и опасных приключений — находит, наконец, свою возлюбленную Надю, с которой, как оказалось, давно знаком.
Словесные игры, фонтан красноречия и эрудиции, аллюзии и парафразы заставляют вспомнить, все-таки, не близкого по духу Бориса Виана, которого предлагает в предтечи автор предисловия Евгений Попов, а более близкие «родственные» (литературные) связи. Может показаться, что «авантюрные» тексты того же Саши Соколова и Василия Аксёнова по своему модусу мировосприятия и моторике его воспроизведения стоят в одном ряду со «Счастьем Кандида» Саши Кругосветова. Да и многое другое может померещиться при чтении этого настоящего литературного кроссворда. Здесь и фантастика, и сатира с памфлетом, и постмодернистские изыски. Но познакомившись поближе с главным героем Кентом и персонажами, его окружающими, понимаешь, что корни гораздо глубже. Ведь на самом деле, это плутовской роман с авантюрным сюжетом, мистификациями, абсурдом и словесными играми, напоминающими о Булгакове, Кэрролле, Хармсе. Словом, читайте и вам (не)покажется.