Опубликовано в журнале Дети Ра, номер 3, 2021
Владимир Казимиров, «Наброски разных лет и эпох», Издание второе
М.: «Вест-Консалтинг», 2021
Владимир Николаевич Казимиров — пожизненный (уже более 60 лет) сотрудник Министерства иностранных дел СССР/России, или затем активный член коллектива его ветеранов. Этот полный энергии человек, перешагнувший девятый десяток, в молодости успел поработать под началом Ю. В. Андропова в нашем посольстве в Венгрии (во главе с будущим генсеком ЦК КПСС). Крутые события там осенью 1956 г. общеизвестны. Через десяток лет был первым послом нашей страны в государствах Центральной Америки — дважды в Коста-Рике, а позднее и в Гватемале. Потом вручал верительные грамоты в Венесуэле, в Тринидаде и Тобаго, в охваченной многолетней гражданской войной Анголе. В конце прошлого века был главой посреднической миссии России, полномочным представителем Президента РФ по урегулированию первого конфликта вокруг Нагорного Карабаха (в 1994 г. оформил бессрочное перемирие, остановив двухлетнюю войну в этом сложном регионе). Удостоен ряда отечественных и иностранных наград. Заслуженный работник дипломатической службы РФ. В его трудовой книжке мидовский стаж — 47 лет, хотя, как говорится, поступали и иные небезынтересные предложения.
Автор этого сборника деятелен и в общественных структурах своего коллектива. После 70 лет он возглавлял то рабочую группу десяти послов в отставке по созданию самого бойкого и оперативного звена в нынешнем Министерстве, то был первым заместителем председателя Ассоциации российских дипломатов (2005–2011), то председателем Совета ветеранов МИД России (2011–2016). Заботился о пенсионерах внешнеполитического ведомства, добившись при помощи Е. М. Примакова и С. В. Лаврова чуть ли не двойного роста пенсий, инициировал мемориальное панно сотрудникам НКИД–защитникам Москвы на бывшем здании Наркомата СССР, создание памятника им на Смоленщине, проявлял другие добрые начинания.
В творческих и литературных делах был одним из основателей ЛИТО «Отдушина», составил 7 антологий поэтов-дипломатов и 2 сборника выпускников МГИМО. Основал газету общественных организаций МИД «Наша Смоленка: люди и дела».
В. Н. Казимиров поныне в строю — активен в Совете ветеранов МИД России и среди поэтов-мидовцев, делится опытом с молодежью, выдвинул предложение назвать одну из улиц именем А. А. Громыко (направлено мэрии Москвы и в принципе принято ею).
В коллективе МИД автор этой книги всегда доброжелателен, приветлив. И при этом деловит. Чтобы понять характер Владимира Николаевича, нельзя забывать при этом, что он и поэт. Это стало доброй традицией в отечественной дипломатии: во внешнеполитическом ведомстве служили и Пушкин, и Тютчев, и Грибоедов, и другие видные представители русской изящной словесности.
Казимиров относится к своим поэтическим делам самоиронично, с большим скепсисом, не считая себя профессионалом. Эту полную мудрости и поэтической новизны книгу, которая сейчас перед вами, уважаемые читатели, я не один год побуждал его издать.
Между тем, это поэт подлинный, нежный лирик и автор острых гражданских стихов, мастер ритма и неожиданных рифм (например, он использует очень сложные составные рифмы: льет теперь — оттепель; проповедь — Андропов ведь и т. п.). И главное — этот автор всегда честен, предельно откровенен в своем поэтическом высказывании. Это поэт философской мысли, поднимающий сложнейшие — основные! — вопросы бытия.
Кончились мои десятилетия./ Счет пошел от силы — на года./ Но дороже всех как раз последние —/ Ведь не повторятся никогда!/ Но с хандрой не собираюсь встретиться/ И у той, рубежной, полосы./ Даже если счет пойдет на месяцы,/ На недели, дни или часы.
Честное, пронзительное, мужественное стихотворение, написанное в лучших традициях русской классики. Интересно отметить, что в поэзии Казимиров совсем не дипломатичен, он пишет, не избегая острых углов, как и положено истинным поэтам. Если любит — так любит, ненавидит (недругов Родины) — так ненавидит, не скрывает своих взглядов и убеждений и называет вещи своими именами.
Есть у этого автора и шуточные стихи, и самоироничные. Чего нет у Казимирова — так это самолюбования, самовозвеличивания. Это очень строгий по отношению к самому себе человек, что и проявляется в незаурядных, невероятно откровенных и берущих за душу стихах.
Просто смят, раздавлен, изничтожен/ Не красою слов, а вихрем чувств./ С детства я грешил стихами тоже,/ Но вот так — никак не доучусь./ Сто страстей во мне перебесилось./ Так и не догнал свою мечту./ Да к тому ж слащавую красивость/ Принимал, чудак, за красоту!
Нет в стихах Казимирова слащавой красивости, нет в них фальши. А есть честный разговор с самим собой и нами, его читателями. Именно стихи поэта Казимирова помогают понять природу человека. Помогают жить. Я счастлив, что эта незаурядная книга (уже во втором издании) пришла к читателям. В полку состоявшихся поэтов-дипломатов прибыло.