Аркадий Штейнберг, «Избранное»;
Борис Колымагин, «Религиозная поэзия андеграунда 1960-1980 годов»
Опубликовано в журнале Дети Ра, номер 3, 2020
Сергей Бирюков — поэт, филолог, культуролог, саунд-поэт, перформер, исследователь и теоретик русского авангарда. Лауреат Международного литературного конкурса в Берлине, Второй берлинской лирикспартакиады, Международной литературной премии имени А. Кручёных, дипломант поэтического конкурса имени М. Волошина. Основатель и президент Академии Зауми. Кандидат филологических наук, доктор культурологии, член Русского ПЕН-центра и Союза писателей XXI века.
Аркадий ШТЕЙНБЕРГ, «Избранное»
М.: SAM & SAM, 2017
Стихи Аркадия Штейнберга мне доводилось слышать в исполнении самого автора. Был такой случай и прямо у меня дома, в Тамбове. Поэтому, когда я снова открываю книгу Акимыча (как его звали те, кто близко с ним общался), то слышу его глубокий баритон:
Кроме женщин есть еще на свете поезда,
Кроме денег есть еще на свете соловьи.
Хорошо бы укатить неведомо куда,
Не оставив за собой ни друга, ни семьи…
Начинавший в поэтической «Квадриге» еще в 1920-е годы (Мария Петровых, Семён Липкин, Арсений Тарковский, Аркадий Штейнберг), ставший выдающимся переводчиком (Мильтон, Ван Вэй, Ли Бо, Бенн, Георге, Дилан Томас, Тувим, Галчинский, Топырчану…), замечательный художник и отец двоих художников… Один из них — Эдуард Штейнберг — в этой книге рассказывает об отце в беседе с Вадимом Перельмутером. Воспоминаниями здесь делятся коллеги и друзья, а еще здесь собраны стихи-посвящения: поэту от поэтов — прижизненные и в память… А еще публикуется недавно обнаруженная серия рисунков художника Бориса Свешникова, которого Акимыч спасал в лагере. В общем получается не просто «Избранное», а Избранный Штейнберг в разных своих ипостасях предстающий — художественно и документально. Эта книга — прекрасная возможность вернуться к уникальной художественной личности.
Борис КОЛЫМАГИН, «Религиозная поэзия андеграунда 1960–1980 годов»
М.: Виртуальная галерея, 2020
Основательное исследование религиозной (или духовной) составляющей поэзии советского андеграунда. Эта тема волнует Бориса Колымагина — поэта и исследователя — давно. Он постоянно выступает со статьями в различных изданиях. Монография становится своеобразным итогом многолетних исследований.
Сопоставляя духовные поиски русских поэтов второй половины ХХ века с поисками их предшественников, автор приходит к выводу, что:
«андеграунд являет нам интересный ансамбль движений, соотнесенных с первоопытом веры, с духовной молодостью. И в этом смысле он отличается и от дореволюционной религиозной поэзии, которая часто была погружена в обряд, и от поэзии постсоветской, тоже бросившейся навстречу надежно ритуализованному культу. Под первоопытом здесь понимается встреча человека с горним на интуитивном уровне».
Мне кажется, замечен очень важный момент — это именно поэтическое постижение духовного опыта. За три века существования русской профессиональной поэзии несколько раз менялась поэтика. Эти изменения не могли не затронуть и обращения к духовному опыту, выращиванию религиозного сознания, вплоть до перехода в служение, как это произошло с Борисом Куприяновым, Станиславом Красовицким. Автор отмечает различные варианты подходов, не избегая напряжения между сакральным и секулярным в творческой практике поэтов. Исследование Бориса Колымагина безусловно расширяет наше представление о русской поэзии второй половины ХХ века в ее духовных поисках.