Опубликовано в журнале Дети Ра, номер 11, 2013
Владимир
Ерошин. «Осень. Дзен вопросов»
М.: «Вест-Консалтинг», 2013
Танкетка — такой жанр, что
много написать о ней не то что сложно, а — неправильно. Ведь она и сама
маленькая — из двух строчек. Наполненных, разумеется,
великим смыслом.
Появилась сравнительно недавно, в 2000‑е (упоминаю и создателя Алексея Верницкого), и к настоящему моменту обзавелась «отрядом» последователей. Есть и журнальные публикации (от «Ариона» до «Детей Ра»), и антологические (например, в «Жанрах и строфах современной поэзии» Евгения Степанова), и книжные — как у Владимира Ерошина, находящегося в авангарде жанра и выпустившего не так давно второй сборник: «Осень. Дзен вопросов». Книжка-танкетка. Книжка танкеток.
Странная книжка.
Начнешь читать — много не осилишь. Однообразно.
Но если отложить и вернуться позже — вполне. Мысли-то встречаются любопытные, а искусство состоит в том, чтобы уложить их в форму, огранить. Следовательно, в танкетке больше ценится мастерство ремесленника — а в совокупности с остротой ума получаются премилые результаты.
Тут есть и философия:
с галеры
в гондолы
И как будто слышится отдаленный
крик: «гон**ны!» — все в созвучиях, и то, что
послышалось испорченному мне, другому увидится в
личностном, например, росте. То есть раб с галер, так сказать, на заслуженном
отдыхе по Венеции на гондоле рассекает — на наши, получается, средства. Так и
хочется кое-что созвучное воскликнуть!
Дзен вопросов (а вот вам осенняя русская танкетка: «осень/ КДЕЗ вопросов» — актуально!) — идеологическое продолжение дебютной книги автора «Лето. Парк танкеток». Жаль, что автор не добавил во вторую книгу отзывы коллег по перу — в первой они смотрелись уместно, готовя читателей к соприкосновению с жанром. Елена Черникова, например, создала образ автора: «Он выуживает из межбуковья смыслы, как золотые рыбки, и лихо подкручивает им веселые усы». Странно, конечно, подкручивать усы межбуковьем, но интонация понятна — в танкетке важна многослойность, ирония же — свойственна автору. Разве можно после «веселых усов» мрачно читать книгу? Николай Недрин в том же «Лете. Парке танкеток» отмечал: «…в танкетках ЕСТЬ ВСЕ». А маститый Кирилл Анкудинов добавлял, что в книге — панорама жанров, и плюсы, и минусы формы, «удачи и ошибки, тупики, лабиринты и горизонты, кризисы и перспективы».
То же самое и в новой книге плодовитого автора. Она даже больше по объему! А цитировать… Можно, но… можно и увлечься — автор в чем-то схож с Вагричем Бахчаняном: феерия юмора и тонкой наблюдательности в отдельных танкетках, но унылая заторможенность и пустота (вспоминаем Анкудинова) в других. Приведем несколько подряд — читатель сам увидит и те, и другие.
клиника
клин клином
шрам неба
молния
тост в третьем
чтении
кролики
ценный грех
Привел несколько и подумал: все
мне нравятся. Вот на других страницах есть и бледнее, а тут — веселые усы
автора!
В прошлом году, когда я писал рецензию на дебютную книгу Владимира Ерошина («Зинзивер», № 1 / 2013), я сказал: «танкетка еще не вполне утвердилась на просторах авангардной поэзии, все это допустимо — жанр формируется, танкетки пишутся, и в разносортном разнообразии удается выхватывать отдельные кристаллики. Наиболее удачные — на грани деструкции с конструкцией, каламбура, иронии». Сейчас слова о том, что «жанр формируется» отдают анахронизмом.
Владимир КОРКУНОВ