Опубликовано в журнале Дети Ра, номер 11, 2013
Виктор
Дьяков. «Золото наших предков»
М.: «Вест-Консалтинг», 2013
Книга Виктора Дьякова «Золото наших предков» — одна из ярких, но, к сожалению, практически незамеченных критикой книг уходящего года. Автор создал новый производственный роман, о нехватке которых в последнее время говорилось не раз. В частности, подобное суждение высказывал Захар Прилепин, человек, что называется, находящийся на слуху.
Итак, читательский и даже больше, писательский, запрос есть. И как ответ на него — роман Виктора Дьякова «Золото наших предков». Уместно сказать несколько слов о писателе. Он публикуется в разных по художественным и эстетическим платформам журналах, «Нашем современнике» и «Москве», «Детях Ра» и «Зинзивере». Получается, в его произведениях находятся составные части, удовлетворяющие запросам и условно «патриотической» читательской аудитории (первая пара журналов), и условно «либеральной» (вторая пара журналов) аудитории. Следовательно, автор разносторонен, стиль разнообразен, читательское ожидание велико. Необходимо добавить, что Виктор Дьяков бывший военный, а дисциплина — ключевое качество для прозаика. Не требуется больших временных затрат, чтобы написать стихотворение, тем более по вдохновению. Куда большая усидчивость и самоконтроль нужны при создании рассказа, тем более повести или романа.
Нет смысла пересказывать сюжет.
Такая попытка предпринята в рецензии Полины Вайс («Зинзивер», № 1/2013). Да и рецензент — не пересказчик
фабулы, читатель всегда прочитывает по-своему, представляя сцены иначе, и чужой
взгляд непосредственно на канву сюжета может исказить восприятие. А роман
достоин прочтения.
Его герои выписаны автором в
период, пожалуй, наиболее тяжелый для страны в последние пятнадцать лет,
накануне и во время дефолта 1998 года. Это время сейчас забывается, власть,
присвоившая народные богатства, маскирует события самого недавнего прошлого, не
давая им прорваться через эшелоны СМИ. Но помнят очевидцы и пенсионеров,
загибавшихся от голода, не получавших пенсии по полгода, и рост цен, и какую-то
неуверенную безнадежность лихих девяностых. Они были увлекательными для
авантюристов, простым людям приходилось труднее. Это был излет Ельцинской
эпохи, застой его правления, и дефолт 1998 года — одна из ярчайших его точек.
Опустевшие прилавки, мгновенно образовавшиеся очереди, рухнувший рынок жилья… Сколько еще элементов времени привести?
Виктор Дьяков выбрал удивительно точно этот период. Его нельзя забывать. И благодаря «Золоту наших предков» не забудут и читатели книги.
Многие увидят на страницах книги то основное, что заключено в ней: не все то золото, что блестит. «Золотой телец», которого выбирает один из героев романа, Сергей Пашков, вступает в противоречие с миром искусства, золотом иного рода. Автор буквально кричит: материальное золото не есть главная ценность нашего мира, все преходяще, но после творца остаются произведения искусства. И они-то и являются настоящим золотом.
Эта позиция преподносится читателю посредством общения Сергея Пашкова с профессором Виктором Матвеевым.
Калина — противоположность
Пашкова, два этих образа выведены автором максимально
развернуто, они из разного, если можно так выразиться, времени. Пашков —
дитя времени продажного, нечестного, где каждый, даже неплохой человек идет
вслед за общим стадом, желающим выгадать побольше.
Калина же — человек идеи, чести и долга.
Но, тем не менее, виновен ли человек в «малой коррупции»? Профессор Виктор Матвеев сомневается, есть ли надежда на возрождение страны, а его основная мысль состоит, упрощенно, в том, что «вся история человечества — это модернизация рабовладельческого строя» (Полина Вайс). И в этом аспекте оправдывается и «малое воровство». Потому что присутствует общий прогресс общества, развитие его. И профессор верит и в будущее людей, и в будущее страны:
«—…Я уж грешным делом стал думать, что у нас народ весь выродился, ни на что не годен, только пить, да нищету плодить… А вы… — Матвеев засмеялся, — вдохнули в меня нечто вроде уверенности. Может, не пропадем, а? Я ведь в этом направлении благодаря вам стал мыслить, ей-Богу…»
Один из основных моральных
вопросов, возникающих при чтении романа — повинен ли человек в моральном
падении и может ли сопротивляться ему? Автор не дает прямого ответа, однако
показывает на примере своих героев, что можно избрать любой путь, и честный, и
менее благородный, но… Эти люди брошены в котел
истории, они пытаются отыскать себя, банально выжить. И разумно ли осуждать их
инстинкт самосохранения? Но в благом свете оказывается тот, у которого более
богатый внутренний мир, Калина.
Книга Виктора Дьякова глубоко моральна, в хорошем смысле духовна. Сравнив себя с героями романа, читатель сделает выбор в жизни и будет либо поклонником «золотого тельца», либо стяжателем мировых культурных ценностей. Третьего не дано. Полина Вайс пишет: «Автором художественно выявлена противоречивость уродливости жизненных условий, заставляющих человека, тянущегося к прекрасному, изо дня в день с чистой совестью совершать преступление». Но ведь у каждого есть выбор, и тут первостепенное значение начинает играть моральная платформа, воспитание, набор культурных ценностей человека.
Остается добавить, что в книге множество примет времени. Автор интерпретирует события, происходящие в стране, дает им, посредством персонажей, свою оценку, показывает всю многообразную палитру жизни человека в крайне неоднозначное для страны время. Исходя из этого, можно сделать вывод, что книга Виктора Дьякова полезна читателю и в качестве памятника своему времени, и в качестве литературного произведения, нового производственного романа, речь в котором куда шире только «производственной» темы.
Евгений МЕЛЕШИН