Опубликовано в журнале Дети Ра, номер 1, 2013
Рецензии
Владимир Ерошин «Лето. Парк танкеток»
М.: Вест-Консалтинг, 2012
«В известном смысле недостатки любого произведения сводятся к одному — оно слишком длинно», — сказал Вовенарг.
Нельзя этого утверждать о миниатюрной поэтической форме «танкетка», которая была предложена Алексеем Верницким в 2003 году.
Танкетка — лаконичное стихотворение из двух строк, насчитывающих в сумме 6 слогов. В ней должно быть не больше 5 слов и отсутствие знаков препинания. Каким же мастерством надо обладать, чтоб написать полноценную танкетку, где читателю предоставляются широкие размышления в междустрочии:
в танкетке
все меж строк
Тяга к малым стихотворным формам появилась в русской поэзии достаточно давно. С тех пор, как возник интерес к японской поэтической миниатюре, повлиявшей на рождение танкетки.
Танкетистов становится все больше и больше, в этом жанре, как можно прочитать в Википедии, пробовали себя А. Василевский, М. Хаген, Валерий Прокошин и другие поэты.
В 2008 году вышла первая книжка — «Танкетки: теперь на бумаге. Антология».
Алексей Верницкий в статье «Танкетки, или Что идет после убещур» (Библиотека журнала «Футурум арт») писал: «Видели ли вы в документальных фильмах по астрономии, как вырывается из солнца протуберанец? Из сверкающего солнечного лика в черное пустое пространство выбрасывается столб светящейся солнечной материи. Точно так же я, глядя… на танкетки, написанные разными авторами…, думаю о них как о протуберанце поэзии, выброшенном в то пространство».
Из подобных протуберанцев поэзии и состоит сборник танкеток Владимира Ерошина — автора, который с 2005 года стал известен в кругах танкетистов и до сих пор остается верен этой стихотворной форме.
В танкетках нет и не может быть ничего лишнего. При помощи нескольких, мастерски выбранных мазков, создается емкий поэтический образ, а фантазии читателя предоставляются большие возможности. Что можно представить себе, прочитав:
бокал
с пеной у рта
Вероятно, пьяную компанию, в которой возникла ссора, где один пытается в нетрезвом запале доказать другому свою правоту. Мало кому из нас не знаком этот сюжет, а потому вызывает яркие ассоциации. Оказывается, всю картину можно передать всего лишь 4-5 словами, а в голове возникает целая история.
От лирической японской поэзии, напоминающей филигранную кружевную графику, стиль танкетки Ерошина отличается концептуальностью, четким рисунком с натуры, обращением от внутреннего во внешний мир, нелепицу которого автор может подметить тонко и шутливо:
кефир
под кифару
народ
скачал права
стринги
под паранджой
Миниатюра его очень разнообразна, разнопланова. Фундаментом ее создания являются многочисленные поэтические приемы и языковые жанры. Можно встретить танкетки, замешанные на пословицах и поговорках:
как раки
зимуем
в глазок
гляди в оба
не любит
не козла
Иногда это философские наблюдения или вдруг возникшие афоризмы:
соска
первый обман
глобус
центра Москвы
долог
час песочный
даром
лишь танкетки
Нередко это красноречивая шутка, юмор, в котором могут быть задействованы
— жаргонизмы:
хакер
завис в любви
— иногда перефразированные поговорки и пословицы:
клумба
коту под хвост
друга
познал в еде
— и даже библейская лексика:
Ева
вопрос с ребром
Из поэтических приемов привлекают внимание, прежде всего, оксюморон (сочетание несочетаемого) и аллитерированный стих:
атеист
от Бога
икона
и кино
в посольство
на посол
разве
он разведчик
Три вступительных статьи известных критиков сопровождают поэтический сборник. Один из них — Кирилл Анкудинов — пишет: «Эта книга замечательна тем, что являет собой панораму жанра, исчерпывающе демонстрирует плюсы и минусы, удачи и ошибки, тупики, лабиринты и горизонты, кризисы и перспективы танкетки».
Полина ВАЙС