Опубликовано в журнале Дети Ра, номер 1, 2013
Рецензии
Павел Басинский «Человек эпохи реализма»
Иркутск.: Издатель Сапронов, 2012
«Слово от автора» в книге Басинского весьма провокационно: «Это последняя моя книга критики. Больше не будет… Хороших писателей много. Хороших критиков — считанные единицы. Это — более редкий дар и более трудная судьба. Поэтому я и решил уйти из критики. Честно! Я убежден в том, что критика — дело молодое. С годами обрастаешь знакомствами (не будем говорить: связями). Но самое главное — начинаешь понимать и жалеть писателей! Начинаешь входить в их положение, в их жизненные невзгоды, чувствовать «потолок» их возможностей, задумываться над их возрастом, особенностями их восприятия критики своих произведений… В моем же представлении идеальный критик — этот тот честный андерсоновский мальчик из сказки про голого короля, который говорит то, что видит, не думая о последствиях…»
Совершенно верно подметил: «хороших критиков — считанные единицы». Это правда. И Павел Басинский — несомненно, один из них. Несомненно и то, что Басинский — талантливый писатель. «Лев Толстой: бегство из рая» — тонкая, прекрасно написанная, сердечная книга. Понятию сердечности в литературе, кстати, автор вообще уделяет большое внимание. Опираясь на Ивана Ильина, говорит о том, что сердечность — «необходимое условие русской литературы». Что она, к сожалению, почти ушла из современной литературы и «повышенный градус сердечности под подозрением». Один из самых ярких критиков Георгий Адамович считал примерно так же: настоящее искусство должно быть сердечно и сдержанно.
И, возможно, от этой самой сердечности — боязнь обидеть. Раз невозможно быть тем самым чесным андерсоновским мальчиком, лучше вообще уйти из критики. Это первое. Вторая причина ухода названа вполне откровенно: «с годами обрастаешь знакомствами…» Естественно, всю правду в лицо уже не скажешь: круговая порука. К сожалению, современный литпроцесс весь таков: ты меня похвалишь, а я тебя — в благодарность. Только не все, как Басинский, честно признаются в этом.
Третьей причиной представляется следующая. Так уж сложилось в нашем представлении, что писатель — фигура серьезная, самомодостаточная, а критик как бы второстепенная, вспомогательная, воспламеняющаяся только от чужого текста. Вот недавно вышла книга критических статей и рецензий о Бунине. Сколько там всякой ерунды понаписано — аж читать неловко. А Бунин есть Бунин. Шелуха отпала — классик остался. Так что лучше быть фигурой номер один, то есть писателем.
И оно, конечно, понятно. Только ведь одно другому, по-моему, совсем не мешает. Тем более что Павел Басинский критик с редким эстетическим чутьем и абсолютным этическим слухом. Он безошибочно распознает, что сделано хорошо, а что плохо, и как это сделано, и зачем. Определяет меру воздействия произведения на читателя, исходя, безусловно, из субъективного опыта, но обладая при этом очень точным социально-нравстенным зрением. Критические статьи и эссе Басинского умны, точны и убедительны, в них найдена та мера между субъективным восприятием и объективным видением, которая позволяет осуществлять вдумчиво‑бережный и одновременно бесстрастно-отстраненный анализ произведения. У Павла Басинского как у критика своя, узнаваемая, ни на кого не похожая интонация. Глубокое зрение, вскрывающее многослойность любого литературного явления: «Ведь что такое реализм, если рассматривать его не только с литературной, но и — духовной точки зрения? Это мера доверия к Божьему миру, его сокровенному смыслу и — что очень важно! — существующим художественным формам». «…Искусство есть жизнь (сама по себе жизнь, сама по себе чудо, не мертвое, не сделанное, а рожденное), и, во‑вторых, это жизнь, которая возвращается в первичную жизнь, в свою очередь, нечто в ней рождая».
Эта книга — наиболее полное собрание критических работ Павла Басинского, ранее печатавшихся в журналах «Новый мир», «Октябрь», в «Литературной газете» и «Российской газете». Здесь сказано и о классиках, и о наиболее заметных современных авторах. Басинский никого не ругает и не хвалит, он талантливо и верно анализирует язык, стилистическую манеру, мир, созданный автором. И из этого анализа все становится ясно.
Жаль, что из литературы уходит такой ясный и светлый критик, как Павел Басинский. Но, кто знает, может, еще и передумает. Ведь писателем быть никто же не запрещает.
Анастасия ЕРМАКОВА