Опубликовано в журнале Дети Ра, номер 3, 2012
Рецензии
Поэтическая Антология сотрудников и ветеранов МИД России
«Наша Смоленка». — М., «Вест-Консалтинг», 2012
У поэтов и дипломатов много общего — они работают со Словом. Работают профессионально и ответственно. И не случайно среди дипломатов не мало поэтов, а среди поэтов — дипломатов. Совершенно справедливо пишет в широко известном стихотворении «Посольский приказ» министр иностранных дел России, поэт Сергей Лавров: «Дипломат должен сам дать единственно верный ответ. / Должен он, как поэт, находить только верное слово».
Только верное слово находили в ХIХ веке национальные гении — Пушкин, Тютчев, Грибоедов. Они навсегда вошли и в историю дипломатии, и в историю литературы.
Горит творческий огонь и в сердцах современных поэтов-дипломатов.
В Антологии «Наша Смоленка», которую мы вам представляем, 57 поэтов, работающих (или работавших) в системе МИД России. Это и действующий министр, и послы, и генеральные консулы, и начальники департаментов, и переводчики, и технические работники… В поэзии, конечно, нет ни званий, ни чинов. Здесь все равны перед читателем, и только он, читатель, и еще время определяют качество поэтического текста. Между тем, современным поэтам-дипломатам есть что представить на суд искушенной аудитории. Палитра жанров велика: и гражданская поэзия, и лирика, и бардовская песня, и эпиграмма, и даже сатирическая миниатюра. Конечно, не все авторы «Нашей Смоленки» — высочайшие профессионалы поэтического цеха, но все они без исключения пишут искренне, предельно откровенно, говорят о выстраданном и наболевшем. О том, что в сердце. Есть в этой книге и всем известные имена — Сергей Лавров, Александр Бессмертных, Евгений Примаков, Владимир Казимиров… Мэтры российской дипломатии, сложившиеся — без всяких скидок на регалии! — поэты.
Одного из авторов книги — Геннадия Русакова, корифея толстожурнальной периодики (в частности, журнала «Знамя»), высоко ценил классик русской поэзии Арсений Тарковский. И, безусловно, известные поэты задают тон этой книги, показывают уровень версификационного мастерства, глубину постижения действительности посредством поэтического слова.
Геннадий Русаков, многие годы проработавший в Нью-Йорке синхронным переводчиком, исповедален и метафоричен, он, пожалуй, как никто, продолжает традиции философской — религиозной! — лирики Фёдора Тютчева:
Пропарывает пласт разбуженное семя,
и капля точит шпат, а ржавчина — металл.
Неспешно жернова размалывают время,
но всем приходит срок, и мой уже настал.
Вот рядом дерева, родня мои, погодки…
Я все еще расту, но сердцем, не умом.
А возраст нас уже находит по походке
и помечает нас порубочным клеймом.
Я койку застелю, присяду на дорогу.
Казенное белье оставлю на виду.
И скину сапоги — все пригодятся Богу…
А я к тебе, Отец, и в тапочках дойду.
В этих стихах мощь русского поэтического слова, широта души, филигранная техника. И, конечно, разговор о главном — о жизни и смерти, судьбе человека.
Иногда поэтам «Нашей Смоленки» нужно совсем немного слов, чтобы выразить сущностное, сказать не в бровь, а в глаз, как, например, писал в катрене «В трех лицах» дипломат и участник Великой Отечественной войны Виталий Новлянкин (1925—2004), развивая классические традиции пушкинской эпиграммы:
Говорит то одно, то другое,
Поступает то эдак, то так,
В нем легко уживаются трое —
И мудрец, и хитрец, и простак!
В четырех строках поэт подмечает суть человека, создает яркий и выразительный портрет, к сожалению, весьма распространенный во все времена.
Поэтов «Нашей Смоленки» отличают философское постижение действительности, исповедальность, зачастую ирония и самоирония. И, как правило, вера в лучшее, целеустремленность, порядочность, чувство собственного достоинства, настрой на позитив лирического героя. Характерно в этом смысле стихотворение составителя и идейного вдохновителя Антологии Владимира Казимирова (процитируем за недостатком места только фрагмент):
Будто вызов, неудача дразнит нас!
Кто там выдумал — «пиши, пропал»?
Обрати своим упорством в празднество
Прежний сокрушительный провал!
Похвала бывает даже злее,
Чем ехидно брошенный упрек.
Только кто не падок до елея,
Может встать не вдоль, а поперек.
Напрельстившись древними богинями,
Люди понимают неспроста:
Красота — не совершенство линии,
Дух необоримый — красота!
Годы множат всяческую разницу.
Верно — позади не полпути.
Только все же малость погоди!
Дай дожить с достоинством.
И празднично,
В самом деле — празднично уйти!
Так ли важно — завтра ли, сейчас ли?..
Но не к месту будут в этот час
Скорбный тон да постное участье…
Да поймите ж — я безмерно счастлив:
Повидал и белый свет, и вас!
Антология «Наша Смоленка», безусловно, состоялась. Поэтические традиции отечественных дипломатов развиваются. В структуре МИДа России появляются новые таланты, которые оставляют свой след не только во внешней политике, но и в поэзии.
Евгений СТЕПАНОВ