Опубликовано в журнале Дети Ра, номер 7, 2011
Эдуард Просецкий. «Зона любви». — М.: «Литературные известия»
(холдинг «Вест-Консалтинг», 2011
В 2011 году в издательстве «Вест-Консалтинг» («Литературные известия»), в серии «Непостижимая Россия» вышла новая книга члена Союза писателей СССР, лауреата многих литературных премий, Эдуарда Просецкого «Зона любви». Как заявлено в аннотации к книге, это гротескный роман об эросе в стране холодной ханжеской морали — советской России. Предисловие к роману автор взял из Первого послания Иоанна: «Будем любить друг друга, потому что любовь от Бога; и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога. Кто не любит, тот не познал Бога; потому что Бог есть любовь».
Безусловно, главное действующее лицо этого произведения как раз и есть Любовь. Кому-то из героев посчастливилось (?!) познать ее в истинном ее предназначении. Приняв ее, как самый ценный дар в жизни, и осознав как единственное, ради чего стоит жить, Татьяна и Алексей пройдут через все испытания, ведомые звездой любви. Вспоминаются стихи В. Высоцкого: «И вспять безумцев не поворотить. / Они уже согласны заплатить / Любой ценой и жизнью бы рискнули, / Чтобы не дать порвать, чтоб сохранить / Волшебную невидимую нить, / Которую меж ними натянули». Любовь эта начинается с естественного физического влечения двух молодых людей, которые, казалось бы, были взращены в обществе господствующей морали, где любовью называют половые отношения, ценные лишь как товар для купли-продажи, средство для осуществления карьеры, приобретения дефицитных материальных благ. Главная героиня, Татьяна, волею обстоятельств находится в весьма удачном с точки зрения этой морали положении с массой возможностей для того, чтоб «устроиться» в социуме. Однако чувство к человеку отверженному, практически не умеющему жить в обществе, переворачивает и жизнь, и сознание молодой женщины.
Героиня Эдуарда Просецкого так точно передает характер русской женщины, которая проживает жизнь, как путь духовного подвига, что представляется достойной встать в ряд хрестоматийных образов классической русской литературы. Безусловным достоинством автора является его мастерское умение живописать женщину (и в этом его отличие от писателей 19-го века) не только, как носителя нравственных ценностей, но и как живого, темпераментного человека, завораживающе красивого и убедительно естественного в плотской составляющей любви.
Как произведение истинной Литературы, многослойный в философском плане и при этом легко читаемый роман Э. Просецкого не отпускает от себя и после того, как книга прочитана и закрыта. Последнее пристанище Татьяны и Алексея и их жизнь в этом жутком «раю» со всеми атрибутами райской жизни — покоем, достатком, отсутствием врагов и даже неким карикатурным подобием своего апостола Петра, зорко хранящего ключи от врат — в описании Эдуарда Просецкого выходит за рамки приключенческого или событийного романа, и эта последняя часть книги так переполнена аллегориями, что мучительно хочется разгадать загадки, которые столь обильно представляет автор. Что само по себе означает рождение ребенка в заброшенном, отрезанном от остального мира городе? Бессмысленный поступок обреченной женщины или свидетельство всепобеждающей силы самой Земли, прародительницы и хранительницы жизни? По крайней мере, это событие объединяет вокруг себя всех — то ли полубезумных, то ли дошедших до неведомого обывателю уровня духовного развития — насельников города-фантома, которые до того по привычке исповедовали никому уже не нужные политические и прочие идеи. И как-то верится, что оно даст новый импульс для творчества мужа Татьяны — Алексея.
Несмотря на кошмарную ситуацию, в которой в конце концов оказываются герои, у читателя не возникает тягостного ощущения смерти и безнадежности. Рождение новой жизни в мертвом городе рождает не объяснимую с точки зрения бытового разума надежду, которая сродни самой великой надежде, которую дает, например, христианам праздник Пасхи. Обойти религиозный контекст романа просто невозможно. Зачин дает сам эпиграф к книге. Эдуард Просецкий отошел от привычного порицания социалистического строя, как неудачного опыта хозяйствования и примера насилия над человеческой личностью. «Бог есть любовь», повторяет вслед за апостолом автор романа. И выходит, что богоборческая власть боролась прежде всего с любовью, сильнейшим и единственным стимулом к продолжению жизни, и обрекала на заведомую гибель и себя, и всех своих адептов, и невинных людей, которым «посчастливилось» жить в этой стране.
И этот призрачный город, последняя обитель то ли изгнанных из социалистического «рая», то ли обретших новый «рай на земле» современных Адама и Евы — возможно, мечта целого поколения людей, чьи чаяния вложил когда-то в уста своего героя графа Резанова Андрей Вознесенский: «Земли новые — табула раза, / Расселю там новую расу, / Третий мир без деньги и петли. / Ни республики, ни короны, / Где земли золотое лоно! / Как по золоту пишут иконы, / Будут лики людей светлы!»
Зона любви… Может быть, это не только от обнесенного колючей проволокой некоего пространства для пребывания в нем нарушителей привычного уклада жизни. Может быть, зона любви — тот уголок в душе каждого человека, где хранится то, что созидает, творит, совершенствует саму душу, обновляет и спасает? Во всяком случае, роман Эдуарда Просецкого — это та редкая в наше время книга, которая дает пищу для ума и сердца и предоставляет возможность пообщаться с талантливым, умным и обаятельным собеседником.
Ольга ДЕНИСОВА