Опубликовано в журнале Дети Ра, номер 6, 2011
Рецензии
Ирина Горюнова. «Божьи куклы». — М., «Эксмо», 2011
Книга повестей и рассказов Ирины Горюновой «Божьи куклы» обладает одной, на мой взгляд, драгоценной, редко встречающейся в литературе особенностью: читая ее, внезапно видишь, как через огромную линзу других судеб, чужих жизней, СВОЮ собственную жизнь.
Это и есть то, что смело можно назвать живым искусством.
В текстах Горюновой нет искусственности, наигрыша, притворства. Здесь есть безусловный и, смею надеяться, очень востребованный именно сегодня феномен НАСТОЯЩЕГО, подлинности, незаемности, правды.
«Божьи куклы» сродни исповеди, и она, эта исповедь, идет от лица героев. Задействован один из главных, основых принципов русской литературы: признаками, знаками подлинной жизни говорить о жизни, смело бросать на литературный холст то узнаваемые, то абсолютно неожиданные краски бытия.
Речь в каждом произведении, включенном в книгу, идет не о лицедействе, не о мимикрии: герои книги прямо глядят в глаза правде, ищут истины, сомневаются, ошибаются, падают, встают и опять идут вперед. Жизнь как бой и жизнь как любовь — обе они и есть скрытые, «занебесные» героини книги.
Много написано на земле книг о страданиях человека. Но Ирина Горюнова пишет о страдании так ясно, прозрачно и просто и в то же время так пронзительно, что сквозь него внезапно высвечивается архаика, забытая древность Земли… Автор не боится заглядывать в колодцы времени. Наряду с изображением современности в ткань повествования вплетены и античные, гладиаторские эпизоды. И, как ни странно, Колизей вполне естественно вписывается в жизнеописание героини Ольги. Античные реминисценции — как напоминание о том, что вечны жестокость и милость, вечна жизнь и неотвратима смерть. И совокупность трагедии мира отчего-то рождает в людях, проходящих насквозь пласты времени, тягу к радости, жажду счастья, волю к строительству любви.
Почему Божьи куклы? А ведь великий Кукловод — да, дергает нас, живущих, за невидимые ниточки… И весь секрет в том, кто ты на самом деле: кукла или человек?
«Я человек!» — кричит все в тебе. Если ты человек — надо выстоять против Невозможного.
Невероятно само наше появление на свет — но ведь каждый из нас появился же…
Секрет прозы Ирины Горюновой — в этом обращении к мелочам каждой жизни, которые складываются в великие смыслы; в нахождении Бога — в обыденности, уходящей Вселенной — в любовном жесте протянутых рук.
О жизни. О смерти. О любви. О боли и прощении. Об этом — книга.
Здесь есть над чем подумать неторопливому читателю. Это настоящая русская проза. Со всем соцветием серьезных вопросов, которые только она может ставить.
Елена Крюкова