Опубликовано в журнале Дети Ра, номер 5, 2011
Рецензии
Сергей Попов, «Воронеж etc». — М.: «Вест-Консалтинг», 2011
В издательстве «Вест-Консалтинг» вышла книга стихов воронежского поэта Сергея Попова «Воронеж etc».
Сергей Попов родился в 1962 году, окончил Воронежский государственный медицинский институт и Литературный институт имени А. М. Горького. Доктор медицинских наук. Профессор Воронежской государственной медицинской академии. Член Союза российских писателей. Печатался в журналах «Новый мир», «Москва», «Интерпоэзия», «Арион», «Юность», «Дети Ра» и других. Автор многих книг стихов и прозы — в их числе «Перемена мест» (1999), «Вопрос времени» (2005), «Встречи без продолжений» (2007), «Поэмы» (2009), «Детские войска» (2009). Лауреат нескольких международных и российских литературных премий. Произведения Сергея Попова включены в ряд антологий современной русской литературы.
Новая книга «Воронеж etc» — небольшая по объему, но охватывающая различные периоды жизни поэта. Поэзия, как и любой вид искусства, это, прежде всего, разговор с самим собой, а потом уже с миром. Душа каждого человека так необычна и так отличается от других, что сложно бывает проникнуть в поэтическое пространство автора — только ему одному полностью понятное и доступное. Чем больше у автора психологических, эстетических, лексических совпадений с миром читателя, тем больше отклика получает его поэзия в чужих душах. Поэзия Сергея Попова — поэзия того поколения, которое прошло через слом эпох в период молодости, жившего в двух мирах, в первом из которых уже не строили иллюзий насчет светлого будущего, но в сочинениях еще автоматически прославляли партию и сыпали коммунистическими призывами, хорошо сознавая, что это — ложь, но что за сочинение, тем не менее, нужна пятерка. Такое компромиссное мышление не могло не отразиться на творчестве данного поколения, не могло не придать ему некоторой горечи и потерянности, рефлексии. И даже если поэт старается казаться оптимистом, сквозь его строки проглядывает оскомина от прожитых лет и в то же время — сожаление по утраченному:
«Все уже перегорело. И начнем
собирать — и раз, два, три, четыре, пять —
память, пламень, слезы горькие ручьем —
ни аршином не измерить, ни понять.
…Только месяца кровавая латунь
местных сумерек тягучая смола.
И куда с любого берега ни плюнь —
Жизнь тесна и сажа сызнова бела».
Теснота жизни — целый философский аспект не только поколения Сергея Попова, поэтому поэзия его будет близка многим.
Хороший психотерапевт обычно отправляет пациента в прошлое, чтобы он вспомнил детально все то травмирующее, что с ним случилось раньше, — то, что является проблемой в правильном построении дальнейшей жизни. Неслучайно поэтому в поэтическом сборнике с названием города — Воронежа как раз мало (если только не учитывать, что вся жизнь, а значит и стихи, проходят через него), зато много — etc, что и составляет суть, в том числе — возвращение в детство и юность:
«Подолгу на углу перетирали,
Кто лучше знает Кешу и Толяна
и Чужика с Песчановки и иже…
И желваки ходили, и скрипели
от свежей злости крепенькие зубы…»
В поэтическом сборнике встречаются строфы, написанные свободным стихом, но, в основном, Сергей Попов следует крепким традициям силлабо-тоники. Один из излюбленных видов строфики поэта — двустишие. Нельзя не заметить частый анжамбеман — стилистический прием, придающий особую выразительность мысли:
«…И все пойдет наоборот —
и дверь откроется, и вброд
на цыпках безо всяких но
сквозь время спешно и смешно
вернется все, подсуетясь
А ты, как всяк из грязи князь,
с ухмылкой спросишь, как дела.
Давно ли липа отцвела».
Вместе с сожалением о прожитом, от которого остается «лимонный отсвет убогий» выжатой луны, эта книга, как книга настоящего поэта, — раздумья о сути бытия:
«…что означает «триедин».
Уже ль фигура речи лишь?..
И есть ли что за рамкой слов?..
И если есть, то каково?..
И весь твой нынешний улов —
улыбка краткая Его».
Полина ВАЙС