Опубликовано в журнале Дети Ра, номер 12, 2011
Дневник
Евгений СТЕПАНОВ
СЕНТЯБРЬ-ОКТЯБРЬ 2011
Медведев, Путин
24 сентября 2011 года. Съезд «Единой России». Медведев выдвинул Путина. Путин — Медведева.
Все это вызывает оторопь. Неужели чувство неловкости этим хорошо образованным и вроде бы неглупым людям неведомо? Медведев выразительно сказал на съезде: «Если мы будем работать также хорошо…» Это он фактически сам себе оценку выносит. Они — власть — работают хорошо. И валятся самолеты, и тонут корабли, и налоги на бизнес непомерные, и капитал бежит из страны, и страна по-прежнему сидит на нефте-газовой игле. И — все хорошо. А наши замечательные актеры, спортсмены, музыканты (Машков, Валуев, Бутман…), которые стали делегатами съезда?.. Они что, ничего не видят? Не понимают, что происходит со страной? Теперь ясно, почему задвинули Прохорова. После этого съезда «Единой России» могли возникнуть откровенные протестные настроения на выборах. И Прохоров (как в свое время Ельцин) мог бы набрать голосов не меньше любого номенклатурного начальника. Не идеализирую Прохорова (он, как выясняется, тоже кремлевский проект — раз его так легко могли убрать с политической сцены), но тандему удивляюсь. Путин и Медведев (мне их даже жалко!) утратили главное: чувство реальности и чувство самосохранения. Они сами себя безжалостно загоняют в угол. Груз их ответственности все выше, а решения проблем не наблюдается. Примерно об этом (о нерешенных проблемах), кстати, хорошо говорил «единоросс» Фёдор Бондарчук. А Путин на этом же съезде уже вспомнил про диссидентов.
Круг окончательно замкнулся.
…Какое счастье, что я никогда не был ни в какой партии!
Путин и писатели
По ТВ показали встречу Путина с писателями. На встрече присутствовали: Маринина, Донцова, Устинова и т. д. Ну и ну! Мне казалось, что писатели — это Распутин, Маканин, Петрушевская, Улицкая, Битов, Горбовский, Крупин, Есин, Валерий и Евгений Поповы, Кушнер, Кедров, Пелевин, Сорокин, Евтушенко, наконец.
Список могу продолжать и продолжать. Но их на встрече с Путиным не оказалось.
На следующий день Веллер говорит по «Эху Москвы»: «Писатели работают лучше, чем политики».
Каких писателей он имеет ввиду? Авторов детективных и женских романов? Самого себя? Неимоверная страна.
Медведев
Медведев выступил перед своими сторонниками.
Оказывается, Дмитрий Анатольевич не идет на президентские выборы, потому что у Путина рейтинг выше, чем у него.
Зачем президент выставляет себя в смешном свете? Ведь перед ним сидят умные, многое повидавшие люди — Кузьминов, Гельман, Бондарчук… Понятно же, что любой рейтинг делается. Дайте мне ТВ-каналы — и я через два месяца буду популярнее любого начальника. И Медведев это прекрасно знает, но зачем-то на всю страну говорит смешные вещи…
Явлинский
Опять стали показывать Григория Явлинского по ТВ. Он тоже идет на парламентские выборы. Какая изощренная имитация демократии! Каждый мастерски играет свою роль.
Нет смысла ругаться
Нет смысла ругаться. Нужно понять, что делать. Путин, сохраняющий власть на последующие годы, сохраняет ее не только для себя. Он ее сохраняет в том числе и для так называемой оппозиции, которая совсем неплохо устроилась. Все эти Зюгановы, Немцовы, Явлинские, Лимоновы — часть путинской системы. Если бы было по-другому, они бы уже давно торчали в тюрьме. Как Ходорковский, или как — на Украине — Тимошенко. А если господа на свободе, значит, они не оппозиция.
Итак, что же делать?
Во-первых, понять: Путин — это мы. Он нас, ленивых, инертных, вороватых, боящихся брать ответственность на себя потомков крепостных, устраивает. Не устраивал бы — давно бы власть изменилась.
Во-вторых, конечно, нужны новые лидеры оппозиции, иначе застой будет хуже брежневского.
В-третьих, надо использовать ту здоровую витальную энергию, которая еще есть в народе. В частности, максимально поддержать дачников, это огромный процент населения. Подвести к дачам газ, свет, канализацию. Дать возможность людям жить в домах, почувствовать хозяевами своей земли. Если этого не сделать, так и останемся рабами.
В электричке
Ездил в Обнинск на электричке. Как только сел, подошел какой-то парень, по-английски спросил, идет ли этот поезд до Переделкина.
Разговорились. Оказалось, парень из Сирии.
Спрашиваю:
— Почему у вас там революция?
— Простой народ хочет свободы, а правительство не дает. А вообще, у нас все так, как у вас. Но у вас спокойнее.
ИЗ СЕРИИ «ИЗДАТЕЛЬСКИЕ БУДНИ»
Лизочка
— Связей, — она говорит, — у меня пруд пруди. А коммерческой жилки нет.
Я бы хотела издавать альманах о легендарных личностях, но денег нет.
— А с кем ты знакома из влиятельных (денежных) людей?
— Да, со многими. У меня даже в Еврейском конгрессе есть друзья.
— Так ты попроси у евреев. Они всегда на культуру дают.
— Я просила — не дают.
— Хочешь, я попрошу, уверен, мне не откажут. У меня коммерческая жилка есть.
— Нет, это же мои связи. Я со своими людьми буду сама разговаривать. Давай ты лучше свои связи подключишь и будешь издавать мой альманах.
…Глаза у нее добрые. Взгляд наивный. Образование высшее. Родилась и выросла в Москве.
Мариночка
Отправил от Союза писателей ХХI века одну поэтессу на литературный фестиваль в зарубежный город N.
Ее встретили, разместили на вилле, поили-кормили, водили по городу, устроили литературные вечера, пообещали издать книгу и т. д. Все бесплатно.
Приезжает, звонит мне:
— Ты знаешь, я счастлива, принимали как королеву. Я выхожу на мировую сцену.
На следующий день читаю в ее ЖЖ заметки о фестивале:
«На фестивале блистала я одна. Меня сравнили с Цветаевой и Ахматовой. Один австрийский писатель спросил меня: не знаю ли я президента Союза писателей ХХI века Евгения Степанова? Женьку, что ли? Да, есть такой. Очень средненький поэт. Поэт в России — только я».
На следующий день она пришла ко мне. Говорит: «Слушай, давай ты меня теперь отправь в Берлин, ведь у тебя там все схвачено…»
Транстрёмер
Лауреатом Нобелевской премии по литературе 2011 года стал прославленный восьмидесятилетний шведский поэт Томас (правильнее — Тумас) Транстрёмер. Премия присуждена ему «за то, что его краткие, полупрозрачные образы дают нам обновленный взгляд на реальность». В России Транстрёмер не самый известный поэт. Из толстых журналов он печатался только в «Детях Ра».
Меня познакомил с Траснтрёмером много лет назад мой старший товарищ Геннадий Николаевич Айги.
Меня поразили не только стихи, но и музыка Транстрёмера — он виртуозно играет на рояле. После инсульта играет левой рукой.
А стихи Транстрёмера для «Детей Ра» перевел Анатолий Кудрявицкий, мы опубликовали подборку в 2008 году. Это глубокая философская лирика. Вот, например, стихотворение «Орлиные скалы».
Рептилии
за стеклом террариума —
недвижные и странные.
В тишине женщина
развешивает белье.
Смерть спокойна.
Во глубине глубин
плывет моя душа —
тихо, как комета.
Транстрёмер был в Москве, несколько лет назад в одном из столичных музеев состоялось его выступление.
…В свое время член редколлегии журнала «Новый мир» Павел Крючков обвинил «Дети Ра» в литературном сектантстве. Дескать, мы печатаем узкую касту авторов.
Видимо, крупный специалист в поэзии Павел Михайлович прав. Круг наших авторов избранный. Среди авторов — нобелевские лауреаты Бродский, Леклезио, Траснстрёмер.
Олеся
Заходила Олеся, она поэт и помощник адвоката.
Спрашиваю:
— Почему не становишься адвокатом?
— Не могу. Нужно дать взятку 25 тысяч долларов.
Сергей
У моего сотрудника Сергея тяжело заболела мама. Рак.
Рассказывает ужасы. Как врачи выжимают деньги. Лечения никакого. Все платное. За каждый анализ — плати.
Я обратился за помощью к знакомому в Мэрию. Тот помог. Позвонил главному врачу. Сразу все засуетились. Начали лечить.
Если у тебя в Москве нет высокопоставленных знакомых, лучше не болеть.
Бирюков
Сергей Евгеньевич Бирюков говорит мне:
— Твои дневники слишком откровенные. А вот о политике у тебя хорошо получается.
…Разве могут быть дневники неоткровенные?
Каждый человек
Каждый человек зачем-то нужен на земле.
Какая глупость — с кем-то ссориться.
А я, идиот, ссорюсь.
Домашняя женщина
У моего друга Жоржа (сорокапятилетнего тата) было хобби — каждый день он знакомился с новой девушкой на сайте dating.ru. Знакомился, на второй или третий день вступал с ней в отношения, а потом начинал мне звонить:
— Ты знаешь, она всем хороша: и готовит, как повар, и в постели — как гетера, и денег у меня не просит. Но все-таки она не домашняя.
— А что такое домашняя, Жорж? — спрашивал я.
— Ну не знаю, как тебе объяснить. Женщина должна быть домашней. Вот моя мама еврейка была домашней, сестра у меня домашняя.
Через неделю-другую Жоржик со своими возлюбленными расставался. И опять начинал новый поиск.
Так бы он и жил в Москве, искал на сайтах знакомств свою домашнюю женщину, но как на грех, случился кризис 2008 года, Жоржиково маленькое издательство разорилось, и он остался не удел. Тогда он вспомнил, что у него есть дядя в Австралии, и попросил его прислать приглашение. Дядя, как это ни удивительно, оказался порядочным человеком и прислал. Жоржик улетел в Сидней. Месяца два от моего друга не было известий. Я даже заволновался. И тут, слава Богу, я получил письмо по электронной почте. К письму было прикреплено 15 фотографий. Жоржик на фоне виллы, Жоржик у бассейна, Жоржик на берегу океана и т. д. Письмо начиналось такими словами: «Женек, наконец-то, я счастлив, я женился. У моей жены дом на 20 спален, мы живем на берегу океана, на участке растут тюльпаны, в ванной может разместиться подводная лодка. Приезжай скорее к нам в гости. Я тебе познакомлю с супругой. Она такая домашняя…»