Опубликовано в журнале Дети Ра, номер 6, 2010
Блиц-интервью
— Какова роль Сергея Бирюкова в современной поэзии?
— Какую роль сыграл Сергей Бирюков в Вашей судьбе?
На вопросы редакции отвечают Юрий Беликов, Лео Бутнару, Татьяна Виноградова, Елена Кацюба, Константин Кедров, Виктор Клыков, Анатолий Кудрявицкий, Наталья Фатеева, Евгений В. Харитоновъ.
Юрий БЕЛИКОВ (Пермь)
— Какова роль Сергея Бирюкова в современной поэзии?
— У Осипа Мандельштама есть великолепное словосочетание «дрожжи мира». Без них не взойдет опара, не забродит брага, не получится квас. Таков и Бирюков. Он брошен Божьей дланью в этот мир для того, чтобы мир забродил, запузырился и поднялся. При этом люди говорят: «Хороша бражка!» Или: «Ничего себе квасок! Ядреный». Или: «Да-а, растягаи удались на славу!» И никому и в голову не взбредет заговорить о дрожжах, без которых вряд ли были бы возможны все эти охи и ахи. Бирюков носит титул заумника. Думаю, он его не вполне устраивает. Иначе бы не появилась в «Литературной газете» публикация его стихов, которую может не заметить Константин Кедров, поелику там присутствуют все первичные признаки традиционного русского стиха, но не могу не заметить я. Потому что Сергею подвластно то, в чем его, казалось бы, никто не заподозрит: щемящая нота. А это редкое поэтическое свойство, не имеющее никакого отношения к мастерству, но, очевидно, сообщенное теми самыми «дрожжами мира».
— Какую роль сыграл Сергей Бирюков в Вашей судьбе?
— Моя судьба не настолько значима, чтобы Сергей Бирюков мог сыграть в ней какую-то роль. В конце 80-х, когда я выпускал в Перми газету литературного андеграунда «Дети стронция», он прислал мне письмо из Тамбова. В письме были чудесные поэмы-палиндромы Николая Ладыгина (это говорит о том, что Сергей не страдает синдромом собственной уникальности, как иные), одну из которых — «Аввакум» — мне удалось опубликовать. Потом, в разные годы, Вокюриб и Вокилеб встречались в Москве. Сейчас, пользуясь случаем, Вокилеб рад поздравить Вокюриба с юбилеем.
Лео БУТНАРУ (МОЛДОВА — РУМЫНИЯ)
— Какова роль Сергея Бирюкова в современной поэзии?
— Человек и поэт Сергей Бирюков — это органично-артистическое явление. Вместе с тем, поэт и человек (от изменения местами терминов сумма-сущность не меняется, то есть результат один и тот же: поэзия в разных ее регистрах, октавах) — непредвиденные («оба»), яркие в своих многоплановые явлениях — в жизни и в литературе. В случае Бирюкова поэт и теоретик могут быть синонимами, но, по-настоящему, это одно целое.
— Какую роль сыграл Сергей Бирюков в Вашей судьбе?
— Сергей Бирюков щедро помог мне в моих исканиях (и задачах), связанных с переводами на румынский язык образцов литературы русского авангарда. Благодаря Интернету я искал и — даже! — нашел нужного человека, нужного знатока, который стал и моим дру-гом — это Сергей Бирюков. Именно к нему я обратился несколько лет тому назад, как к одному из самых информированных авторитетов в феноменологии обновления литературы прошлого века. И если в Молдове и Румынии я уже издал антологии русского авангарда (поэзия, проза, драматургия) и книги отдельных авторов — Хлебникова, Кручёных, Добычина, Маяковского, Бахтерева (последнего — в Мадриде), в этом и заслуга нашего друга Сергея Бирюкова. Впрочем, как и заслуги других наших друзей — Игоря Лощилова из Новосибирска, Михаила Евзлина, живущего в Испании. Безусловно, это имеет непосредственную связь с тем, что ваш вопрос определяет как: сыграть роль в твоей (моей) судьбе.
Татьяна ВИНОГРАДОВА (Москва)
— Какова роль Сергея Бирюкова в современной поэзии?
— Какую роль сыграл Сергей Бирюков в Вашей судьбе?
— В современной поэзии Сергей Бирюков — хранитель традиции русского авангарда, продолжатель слова и дела футуризма, пламенеющий пассионарий, энциклопедист и вообще субъект, очень смахивающий на человека эпохи Возрождения. И — поэт очень интересный. Использую его собственную цитату, дабы дать абрис его творческой личности: «Некто — состоящий из любви слов… уловитель-ловитель-воитель снов». М-да. Вот примерно так. Кто он еще по его роли? Деконструктор. Ре-конструктор. Собиратель Тотального Пазла. Провокатор:
вот он Пушкин
вот он милый
вот веселый не унылый
по мордам Дантеса бьет
Я читала его «Зевгму» еще в начале девяностых. И, прочитав, поняла: возможно абсолютно все. Главное — не бояться. Вот за это Сергею Бирюкову от моей судьбы большое спасибо.
Елена КАЦЮБА (МОСКВА)
— Какова роль Сергея Бирюкова в современной поэзии?
— Какую роль сыграл Сергей Бирюков в Вашей судьбе?
— В конце октября 1995 года на презентации первого номера «Газеты Поэзия» в Литмузее на Петровке появился человек очерь решительного вида. Слушал выступающих авторов внимательно, я сказала бы, даже сурово. А когда ему предоставили слово, сказал: «Вообще-то я привык стихи читать по-другому». Вскинул вверх руку и начал рубить и кромсать воздух стихотворными заклинаниями. Сохранилась видеозапись вечера (снимал Иосиф Гринберг, подмосковная студия «Развилка»), но, к сожалению, акустика в бышем церковном подвале очень причудливая, а Сергей стоял чуть в стороне от видеокамеры. Зато по этой записи мы можем представить, как воспринимают саунд-поэзию Бирюкова люди, не знающие русского языка, на фестивалях в Германии и других странах. А весной 96-го было еще одно действо — презентация книги Константина Кедрова и Алины Витухновской «Собака Павлова» в Доме художника на Крымском валу среди кинетических скульптур Леонида Берлина. Скульптуры вели себя очень вольно: гремели, звякали, лязгали. А одна голова, явно заумная, периодически раскалялась до красна и вдруг — бах! — взрывалась внутри себя. Присутствовавшие Генрих Сапгир и Игорь Холин смотрелись здесь очень органично. Только что закончилась презентация, как общий фуршетный шум уверенно перекрыл знакомый голос: «Прошу выйти сюда Лену Кацюбу!» Ну прямо как к доске вызывает. Вот тут Сергей Бирюков и вручил мне диплом Академии Зауми (тогда еще тамбовской) — Отметину имени Давида Бурлюка. Понимаю, что за суперпоэму «Свалка». Заснял все тот же вездесущий Иосиф, и теперь эти мгновения продолжают свою жизнь в Интернете.
Когда Хлебников сказал: «…и войско песен поведу с прибоем рынка в поединок», — он, наверное, предчувствовал появление Сергея Бирюкова. Рынок, конечно, не финансовый, а литературный, впрочем, законы их мало чем отличаются. Зато с нами и Хлебников, и Бурлюк, и Кручёных, и даже Тютчев, который не только «Чутчев», но и «веч чев чуть».
Константин КЕДРОВ (МОСКВА)
— Какова роль Сергея Бирюкова в современной поэзии?
— Какую роль сыграл Сергей Бирюков в Вашей судьбе?
Горлосердце
— Сергей Бирюков — такое же уникальное явление в поэзии, как Прокофьев в музыке. Я имею в виду оперу «Любовь к трем апельсинам». Поэтика Бирюкова — лавина ироничнейших интонаций, и все они проходят сквозь его сердце, вернее, сквозь его горло. Еще вернее, сердцегорло и горлосердце. Он абсолютно уникален в своем стихопении. Ни филологический маг Кручёных, ни гениальный шептун Хлебников не извлекали таких рулад. Тут что-то неповторимое, невоспроизводимое никем кроме Сергея Бирюкова. Он наше национальное достояние. Человек-оркестр, торжество божественных нанотехнологий. Ведь все инструменты спрятаны в его голосовых связках, связующих нас со всем мирозданием.
Я боюсь, что безмерные заслуги Бирюкова в деле сохранения, собирания, сбережения и приумножения русского авангарда отодвинут в глазах читателей главное — его несомненную поэтическую гениальность. Называйте это саунд-поэзий, если хотите. А я называю это двумя словами Сергей Бирюков!..
Виктор КЛЫКОВ (Вена, Австрия)
— Какова роль Сергея Бирюкова в современной поэзии?
— Какую роль сыграл Сергей Бирюков в Вашей судьбе?
— Стихи Сергея Бирюкова и особенно книги о современном авангарде и зауми в России и в мире представляют собой значительный вклад в развитие современной поэзии и словообразования.
Роль Сергея в моем творчестве и в познании современной поэзии совершенно исключительна.
Я познакомился с ним в Чеховском центре Лены Пахомовой в 2001 году. Он открыл мне заново направление поэзии, которое, казалось, ушло из жизни с уходом Кручёных, Маяковского и других представителей русского авангарда.
Мне посчастливилось неоднократно общаться с С. Бирюковым и слушать его необыкновенные выступления с звучарными стихами. Последние всегда вызывают восторг слушателей. В последний раз я еще раз убедился в этом в 2009 году во время его выступлений в Вене на Днях русской авангардной поэзии, организованных Литературным клубом «Русская поэзия в Австрии». Сердечно желаю Сергею дальнейших творческих успехов и здоровья.
Анатолий КУДРЯВИЦКИЙ (Дублин, Ирландия)
— Какова роль Сергея Бирюкова в современной поэзии?
— Сергей Бирюков — мастер современной литературы, и его место — в самом первом ряду русских поэтов, вместе с Сапгиром и Айги. Нынешние годы — время отката к поэзии подражательной, и на фоне неотличимых друг от друга толстожурнальных авторов самобытность Бирюкова не заметить нельзя. В нашей словесности ему сейчас не слишком многие отдают должное, но это временное, это пройдет. Бирюков никогда не делал поэтическую карьеру, он работал — он писал стихи — так, как умеет только он, не ориентируясь ни на какую моду. И его тексты помогут ему занять то место в нашей литературе, которое он заслуживает.
— Какую роль сыграл Сергей Бирюков в Вашей судьбе?
— Странным образом, о Бирюкове я услышал в первый раз от недоброжелателя. Сказано было, что его стихи — не более чем подражание футуристам. Было это в 1990 году, т. е. двадцать лет назад. А на следующий год я познакомился с самим Бирюковым, получил в подарок его книжечку и получил возможность судить о его текстах самому. Я тут же понял, как несправедлив был отзыв. Книжечка эта заняла почетное место на моей поэтической полке, однако я не могу сказать, что я сразу воспринял эти тексты так, как воспринимаю их сейчас. Дело в том, что при каждом новом чтении в стихах Бирюкова открывается что-то новое, чего ранее не замечал. Звук слышен, да, но обертоны еще долго расходятся в пространстве и во времени, как волны. Этому я и пытался научиться у Бирюкова — умению слышать поэзию. Именно на звук — помимо смысла, конечно, — я ориентировался, когда я переводил его стихи на английский, и я был рад, что мои переводы заслужили хорошие отзывы англоязычных читателей. И, разумеется, Бирюков — замечательный мастер звучащего слова. Помню, как несколько лет назад мы вместе выступали на фестивале русской поэзии в Дублинском университете, и как блистательно он читал стихи — свои собственные и классиков русской поэзии 20-го века. И еще не могу не сказать, что Бирюков — замечательно радушный человек, и счастливы те, кто могут назвать его другом — как, например, я.
Наталья ФАТЕЕВА (МОСКВА)
— Какова роль Сергея Бирюкова в современной поэзии?
— Думаю, что Сергей Бирюков интересен прежде всего как поэт-исследователь: все его стихотворения о том, как рождается стихотворная искра и как она разгорается, зажигая собой звуки и морфемы языка. Кроме того, Бирюков мастерски читает свои стихи, интонируя их так, что слушатели впадают в ритмическую зависимость от чтеца.
— Какую роль сыграл Сергей Бирюков в Вашей судьбе?
— Сергей Бирюков — мой большой друг, он научил меня любить и понимать современную поэзию. Мы вместе с ним и Анной Альчук в 2003 году организовали пока что единственную по своим масштабам конференцию-фестиваль «Поэтический язык рубежа XX-XXI веков и современные литературные стратегии», в которой приняли участие почти все ведущие поэты современности, принадлежащие к нетрадиционным направлениям. Сергей — прекрасный человек, который умеет создать вокруг себя атмосферу дружелюбия, такую редкую в сегодняшней жизни.
Евгений В. ХАРИТОНОВЪ (МОСКВА)
— Какова роль Сергея Бирюкова в современной поэзии?
— Сергей Евгеньевич Бирюков — редкий, практически вымирающий тип поэта-исследователя, поэта-энциклопедиста, поэта-Хранителя. Значение его многочисленных работ о русском авангарде, современной поэзии невозможно переоценить. Но не менее значима поэзия Бирюкова — с одной стороны, наследующая вполне определенным традициям, но с другой, сохраняющая выламывающуюся из общего фона индивидуальность, самость. И отдельно, конечно, стоит говорить о том, что во многом благодаря усилиям
С. Е. Бирюкова, самого известного (вместе с В. Шерстяным) русского звучащего поэта в Европе, в русское поэтическое пространство возвращается Звук-Звучарь-Саунд.
— Какую роль сыграл Сергей Бирюков в Вашей судьбе?
— Можно было бы написать что-то обобщенно отвлеченное («Сергей Бирюков оказал на меня колоссальное влияние…», и это будет правдой). Но я ограничусь двумя-тремя чрезвычайно важными для меня фактами: 1) С. Е. Бирюков в немалой степени «повинен» в том, что в 2007 году я взялся делать журнал «Другое полушарие»; 2) С. Е. Бирюков «виноват» на все сто в том, что я безнадежно заболел звучарным стихом, а шире — звук в стихе стал для меня равнозвучен дыханию; 3) Как это ни парадоксально, но в моем возвращении в музыку после почти 15-летнего молчания тоже отчасти повинен наш юбиляр.
Он во многом передо мною «виноват». И я благодарен ему за это!