Опубликовано в журнале Дети Ра, номер 8, 2009
Екатерина Донец. «Осень в раю». (Повести и рассказы.)
(Антология современной литературы.)
М: Астрель: Олимп, 2009.
«Осень в раю» — первая книга писательницы Екатерины Донец, хотя имя этого автора достаточно часто мелькает на страницах «толстых» литературных журналов, таких, как «Знамя», «Новый мир», «Дети Ра», «Новый берег» и др.
Сборник повестей и рассказов, собранных под одной обложкой, объединяет, пожалуй, то, что можно назвать наблюдением за реальной жизнью, некими зарисовками с натуры. Тематика интересная, остросоциальная, в какой-то степени выигрышная, потому как каждого читателя «царапнет» в книге что-то свое.
Повесть «Здравствуй, доченька!», названная самой писательницей «Маленькой педагогической поэмой в письмах», — это письма и поучительные рассказы, написанные автором ночью, в то время, когда ребенок уже тихо спит под одеялом. Что делать, если не хватает времени на общение с ребенком? Как объяснить дочери или сыну, что маме нужно работать, чтобы прокормить семью, тогда как твое чадо мечтает прижаться к тебе, рассказать свои важные секреты, поделиться радостями и огорчениями? А ведь надо еще научить свое детище пониманию самых разных истин: тому, что милосердие иногда выше правды и к пожилым людям надо прислушиваться, тому, что дисциплина и сила воли помогут добиваться поставленной цели, а модель мобильного телефона не самое главное для человека… Адресованные дочери письма и рассказы полны добра и какого-то светлого хрустального счастья, в котором играет шаловливый солнечный зайчик.
С другой стороны медали — повесть «Страна Бомжария». Все персонажи ее нищие, больные, пьяные, бездомные люди, оказавшиеся на обочине жизни, выброшенные из благополучного или относительно благополучного социального слоя на самое дно. Тем не менее, это все равно люди: живые, страдающие, способные смеяться и плакать…
Даун Костя, с достоинством принимающий милостыню… Он опрятно одет, никогда не клянчит напрямую и время от времени заходит в церковь, чтобы посмотреть в глаза Иверской Божьей Матери… Бомжиха Пуча, жалеющая съеденную Сайкой и Махой собаку Жульку… Этим людям нужно так мало — выжить. Донести до сытого и благополучного обывателя эту нехитрую мысль, заставить вспомнить о милосердии — главная задача автора. У кого не дрогнет сердце при прочтении этих строк: «Была уже ночь, когда Пуча вылезла из дыры в парковой ограде и поковыляла через дорогу к домам. Тыркнулась в один подъезд, в другой — закрыты. И замки какие — без замочных скважин, шпилькой не поковыряешь.
— Позакупорились, гады. Подъездов им жалко, а человеку обогреться негде…»
Судьбы человеческие все разные, и зарисовки с натуры также получаются непохожими друг на друга. Где-то это дневниковые записи («Леонардо»), где-то история в электронных письмах («Фидель»), а так, в целом, — повести и рассказы. Здесь нет политической подоплеки и яркого цепляющего экшена, лихо закрученного детектива, любовного романа, заумного философского подтекста… Но здесь также нет и лицемерия, заигрывания с читателем, стремления понравиться и подпустить «жареного», «остренького», «приперченного»…
Это мозаика лиц, образов, историй и настроений, которая складывается в единую картинку, которую люди каждый день видят вокруг себя, но так неохотно впускают в свое сердце.
С сердцем вообще отдельная история. Естественно, если иметь в виду не маленький пульсирующий сосуд, старательно перегоняющий кровь, а то возвышенное, что обычно под этим подразумевается. С этого как раз и начинается сборник — «Осень в раю». Где начинается и где заканчивается смелость, ведущая к изменениям в жизни? Сможет ли Он или Она переступить через робость, страх и неуверенность, или, постыдно прячась, побежит в темную маленькую норку, торопливо оглядываясь и шепча под нос: «Значит, не судьба», даже не попытавшись совершить Поступок? Маленькие люди, обыватели никуда не делись, они здесь, рядом с вами, укутывают глаза в шарфы и воротники, неловко краснеют и семенят по проторенным тропкам давно заученными маршрутами, выверяя каждый шаг, чтобы, не дай боже, не отклониться в сторону.
Тем не менее, книга Екатерины Донец не оставляет после себя горького и неудобоваримого послевкусия, скорее наоборот — дает надежду на то, что люди и весь этот мир могут измениться к лучшему, найти в себе маленький теплый огонек, чтобы подарить его ближнему и научиться ценить жизнь.
Ирина ГОРЮНОВА