Опубликовано в журнале Дети Ра, номер 6, 2009
На вопросы редакции:
— Дайте дефиницию визуальной поэзии.
— Каковы, на ваш взгляд, бывают виды визуальной поэзии?
— Кто, на ваш взгляд, наиболее интересно в настоящее время работает в жанре визуальной поэзии?
отвечают Сергей Бирюков, Борис Гринберг, Елена Кацюба, Константин Кедров и Евгений В. Харитоновъ.
Сергей БИРЮКОВ (Галле, Германия)
— Дайте дефиницию визуальной поэзии.
— Визуальная поэзия — одна из форм поэзии, понимаемой как делание. Да, поэзия может иметь разнообразные выражения, не только стихотворное. Мне довелось в составе немногих первопроходцев утверждать это понимание в России в конце ХХ-го века, хотя именно Россия уже в начале этого самого века дала потрясающие примеры поэтической визуальности. «Железобетонные поэмы» Василия Каменского, книжки Кручёных, конструэмы А. Н. Чичерина. Об этом мне приходилось писать много раз и сейчас я просто отошлю к своим книгам — «Зевгме» и «Року укор».
— Каковы, на ваш взгляд, бывают виды визуальной поэзии?
— Существуют десятки определений визуальной поэзии. См., например, антологию «Точка зрения», составленную Д. Булатовым в 90-е годы. А много определений как раз потому, что виды бывают разные: шрифтовые формы, графические визуансы, коллажные формы, разные почеркушки, партитурные формы, восточная традиция…
— Кто, на ваш взгляд, наиболее интересно в настоящее время работает в жанре визуальной поэзии?
— Елизавета Мнацаканова, Ры Никонова, Сергей Сигей, Валерий Шерстяной, Елена Кацюба, Константин Кедров, Александр Очеретянский, Рафаэль Левчин, Света Литвак, Евгений В. Харитоновъ, Эдуард Кулемин, Валерий Галечьян…
Борис ГРИНБЕРГ (Новосибирск)
— Дайте дефиницию визуальной поэзии.
— Визуальная поэзия — это искусство изображения потаенного в стихах.
— Каковы, на ваш взгляд, бывают виды визуальной поэзии?
— Для себя визуальную поэзию, я условно разделяю на «декламируемую» — когда текст сопровождается «картинкой», и «недекламируемую» — когда «картинка» сопровождается (а порой и не сопровождается) текстом. Первая часть ближе к литературе, а вторая тяготеет к изобразительному искусству. Обе группы чрезвычайно обширны и разнообразны. Элементы визуализации сейчас вообще очень популярны даже в «обычной» поэзии. Например, сегодня, многие поэты декларативно избегают заглавных букв и (или) знаков препинания, варьируют интервалы между словами, пишут сплошным, как бы прозаическим текстом, меняют шрифт и даже цвет внутри текста и т.д. При чтении вслух, естественно, эти тонкости не заметны.
Полностью визуальна и вся комбинаторная поэзия от фигурных и акростихов до палиндрома и омограмм. Лично мне очень интересен «подвид» визуальной поэзии, в котором текст и картинка не просто равновелики, а вообще неотделимы друг от друга. Я имею в виду, например, листовертни Дмитрия Авалиани, ортогоналы, междустрочия и другие опыты Сергея Федина. Моим же любимым стихотворением всего жанра был и остается «Черный квадрат» визуальной поэзии — «Прекрасное зачеркнутое четверостишие» Владимира Казакова.
— Кто, на ваш взгляд, наиболее интересно в настоящее время работает в жанре визуальной поэзии?
— Даже если не упоминать «комбинаторов», о которых говорили совсем недавно, все равно список получится весьма обширным. Потому просто назову те имена, которые первыми всплывают в голове в ответ на термин «визуальная поэзия». Александр Горнон, Борис Констриктор, Сергей Бирюков, Сергей Сигей, Евгений В. Харитоновъ, Андрей Сен-Сеньков… И это далеко-далеко не вся ВЕРХУШКА прекрасного айсберга!
Елена КАЦЮБА (Москва)
— Дайте дефиницию визуальной поэзии.
— Каковы, на ваш взгляд, бывают виды визуальной поэзии?
— Кто, на ваш взгляд, наиболее интересно в настоящее время работает в жанре визуальной поэзии?
— Свою первую визуальную вещь — поэму «Книга СОБАКА» (1990 г.) — я начала рисовать, потому что почувствовала: чтобы передать это все обычным текстом, мне придется написать толстую книгу. Пользуюсь приемами визуальной поэзии, когда текст не может быть достаточно ясен при обычном написании. Или когда изобразительное решение раскрывает в нем что-то новое. Когда, например, Андрей Вознесенский дал для «Газеты Поэзия» стих, где смыкались начало и финал каждой строки: «На деревьях висит тай», я выделила жирным шрифтом «на» и «тай» и стрелкой указала возвращение конца строки к началу. Таким образом скрытое слово «тайна» стало явным. Андрей Андреевич сказал: «Может быть, не надо этого делать? Пусть сами догадываются». Я возразила, что кто-то догадается, а кто-то и голову ломать не станет. А так мы даем ключ ко всему стихотворению. Он со мной согласился.
Думаю, что видов визуальной поэзии столько же, сколь авторов, которые этим занимаются. Просто обычную поэзию уже разложили по полочкам, рассортировали, поделили по направлениям, а до этой исследователи еще не добрались. Пожалуй, проще сказать, что, на мой взгляд, не является визуальной поэзией. Это когда берут фотографию — пейзажи, цветочки — и на этом фоне пишут обычный, рифмованный или не рифмованный, стих, располагая его по диагонали или как там еще. Все это отдает первомайским плакатом. Все-таки со словом должно еще что-то и происходить. Как в любом жанре, интересен тот, кто ищет, а уж найдет или нет — как знать. С появлением компьютера все стало намного проще. Раньше, когда были проблемы с воспроизведением в печати визуальных стихов, этим мало кто занимался. Вот у Константина Кедрова много таких работ сохранилось на слайдах, раньше их можно было только посмотреть на экране, а теперь многие из них опубликованы.
Константин КЕДРОВ (Москва)
— Дайте дефиницию визуальной поэзии.
— Границы между визуальной поэзией и просто иллюстрацией к тексту практически нет. Этим воспользовались художники концептуального и соц-артовского направлений. Они стали называть визуальной поэзией свои плакаты и просто художественные композиции на бумаге.
Для меня визуальная поэзия — это, прежде всего, работы футуристов. Например, сборники Кручёных, или тексты Каменского, или шрифтовые криптограммы Терентьева. Их продолжил полвека спустя Андрей Вознесенский своими видеомами и кругометами. Замечательный «Черновик» Очеретянского — это поэтический полигон художников. Стрельбы много, попадания в жанр визуальной поэзии редки и единичны. Все древние китайские поэты — визуалисты, поскольку иероглиф — это одновременно и стих, и изображение. Были визуалисты в античности и у нас в 17-18 вв. Симеон Полоцкий, а до этого поэты круга патриарха Никона создавали сложные фигурные тексты в виде пылающего сердца или креста. Когда шрифтовые мозаики превращаются в нечитаемую абракадабру — это, скорее, традиция барокко, неожиданно сомкнувшаяся с визуальной футузаумью.
— Каковы, на ваш взгляд, бывают виды визуальной поэзии?
— Кто, на ваш взгляд, наиболее интересно в настоящее время работает в жанре визуальной поэзии?
— Великолепны стихограммы Елены Кацюбы, когда текст, не теряя смысла, превращается в замысловатые таблицы и схемы. Шедевр визуальности — знаменитая таблица возможных палиндромов Александра Бубнова, напоминающая таблицу Менделеева с еще незаполненными клетками. Лингвогобелены Вилли Мельникова возрождают древние пиктограммы и рунические знаки многих народов. Это явление настолько уникальное, что я не берусь как-либо его обозначать и огораживать дефинициями.
Сам я предпочитаю поэзию, которая, не отрываясь от шрифта, становится визуальной. Например, в моей поэме «Гамма тел Гамлета» поединок Гамлета и Лаэрта:
Сошлись в поединке — рапиры скрестились
Х
Лаэрт занес над Гамлетом смертельный клинок
Й
Гамлет выбивает рапиру из рук Лаэрта
У
Получилось
Х Й У
Теперь вся сцена в движении
ХХХХ
Й У Х
ХХХ
У Й Х
ХХ
Х Й У
Х
Евгений В. ХАРИТОНОВЪ (Москва)
— Дайте дефиницию визуальной поэзии.
— Даже теоретики авангарда, кажется, до сих пор не определились с дефиницией визуальной поэзии. В самом деле, что считать визуальной поэзией? Текст с картинкой? Графический стих? А возможно ли в визуальном стихе отсутствие собственно текста, стиха? Об этом до сих пор спорят. Я буду не оригинален: для меня визуальная поэзия — это соединение текста и визуального образа, переход текста в визуальный ряд, когда визуальность не столько даже усиливает смысл, впаенный в текст, а трансформирует его, когда смысл, послание транслируются через визуальность, а не, грубо говоря, через Букву.
— Каковы, на ваш взгляд, бывают виды визуальной поэзии?
— У каждого свое представление о визуальной поэзии, благодаря чему это синтетическое искусство сегодня стало многоцветно и разнообразно. Это и графический стих, и коллаж, и всевозможные круговертни, и мэйл-арт (который тоже все-таки поэзия), и удивительное, ни на что не похожее скрибентическое письмо Валерия Шерстяного, и работы Дмитрия Авалиани, и трансполиты белорусских поэтов Дмитрия Дмитриева и Татьяны Кириленко, и «негативы» австралийки Аманды Стюарт, и уникальная графика и «дизайнерский стих» Эдуарда Кулемина, и смештех Очеретянского, и коллажи Александра Моцара, Михаила Лезина и Сергея Кынчева, и «движущиеся» слоговые палиндромы Валерия Силиванова, и фотостих, да и бук-арт, который для меня едва ли не высшая форма визуальной поэзии. А ведь есть еще партитуры саунд-стихов — удивительнейшие образцы подлинной визуальной поэзии (точнее, это уже даже звуко-визуальные стихи).
— Кто, на ваш взгляд, наиболее интересно в настоящее время работает в жанре визуальной поэзии?
— Очень непросто назвать наиболее интересные имена визуалистов. Каждый по своему уникален и интересен. Многих я уже назвал выше. А чтобы перечислить всех — места на странице не хватит.