Опубликовано в журнале Дети Ра, номер 4, 2009
В журнале «Зеркало» № 32 / 2008 любопытные короткие зарисовки, дневниковые записи легендарного писателя из Парижа Николая Бокова. Солоухин писал «Камешки на ладони», Бондарев — «Мгновения», Солженицын — «Крохотки». Жанр ныне популярный. Не все, конечно, им владеют. Боков ведет дневник. Получается очень интересно. Потому что сама жизнь интересная.
«Поезд на Амьен. Вдруг в купе ввалилась французская семья, пять человек, добродушные провинциалы, симпатичные, наевшиеся за обедом чесночной колбасы. После четверти часа мук обоняния я сбежал в другое купе, где дремал у окна единственный пассажир, интеллигентного вида негр с ноутбуком на коленях».
Поэтика Веры Павловой («Знамя, № 2 / 2009) движется в сторону тотального упрощения, предельного минимализма. Отсекается все лишнее. Практически нет метафор. Прямая речь. От первого лица. Поэтесса хочет, чтобы ее поняли. И не случайно из поэтических тропов и фигур стала преобладать ирония. Это говорит о том, что автор ждет ответной реакции… Однако при всей ироничности поэзии Павловой, стихи ее полны драматизма. Это юмор сквозь слезы.
* * *
Верстка, последние два листочка.
Прочее — не моя забота.
Книга выходит, как замуж дочка
за идиота.
Вышли в свет № 1 и № 2 за 2009 год газеты «Литературные известия».
В первом номере стихи Владимира Бояринова, рецензии на книги Татьяны Романовой-Настиной, Арсена Мирзаева и других поэтов.
Во втором номере стихи Максима Замшева, новости о деятельности Холдинга «Вест-Консалтинг».
Трагические и пронзительные стихи Бориса Лихтенфельда в № 3 / 2009 «Звезды».
* * *
От цветочной от лужайки,
где когда-то в детстве ты,
до последней до лежанки,
где опять кругом цветы,
сам, двоясь в подобных видах,
распустился и поблек —
жизнь твоя как вдох и выдох,
человек-недолговек.
Горькая статья Юрия Афанасьева «Мы — не рабы?» в «Континенте» № 138 / 2008. Публицист, как всегда, все раскладывает по полочкам — и картина нашей общественной жизни вырисовывается печальная.
«Как ни парадоксально для начала XXI века, Россия до сих пор не обрела себя как людское сообщество. Даже выйдя из непостижимо ужасного для нас столетия, потеряв в нем насильственно вычеркнутыми из жизни десятки миллионов (по некоторым подсчетам, — около ста миллионов!), мы покинули ХХ век, не распрощавшись с ним.
Не поняли, не осознали, не ужаснулись».
«Новый мир», видимо, несколько устав от профильных для него авторов акмеистской и советской школ, поворачивается лицом к «непохожей» поэзии. Ранее были напечатаны такие поэты, как Наталия Азарова, Евгений В. Харитоновъ, что не может не радовать. При этом надо с удивлением заметить: в «Новом мире» не напечатаны стихи Ры Никоновой, Сергея Сигея, Всеволода Некрасова, Сергея Бирюкова, Константина Кедрова и многих других лидеров авангардной поэзии. Крайности «Новый мир» пугают, хотя именно они остаются в истории литературы.
В «Новом мире» № 2 / 2009 — подборка стихов Данилы Давыдова. Эта публикация симптоматична.
Давыдов — автор, безусловно, одаренный и умеренно радикальный — в самый раз для «Нового мира».
Рассмотрим напечатанные стихи.
пока энергия распада
тебя незримо стерегла
мы было рады, ты был рады
и прочий зимний листопад
а вот когда уже туда уж
и прочий замуж невтерпеж
тогда действительно мы замуж
но мир хорош
По меркам «Нового мира» (где в мейнстримовских авторах ходят Александр Кушнер и Бахыт Кенжеев), это, конечно, в высшей степени смелый поступок редакции… Журнал, который ведет свою поэтическую политику на годами проверенных образцах акмеизма и реализма, в данном случае печатает поэзию наивную, основанную на влияниях ОБЭРИУ. На такое надо было решиться. Поэтика Давыдова строится на использовании «неправильностей» языка социума, привлекает к себе внимание алогизмом и кажущимся примитивизмом.
По сути, перед нами новый Дмитрий Александрович Пригов. Только более изысканный, более профессиональный и, как ни странно, действительно талантливый. Давыдов из хаоса создает гармонию, говоря со своим поколением на его языке, служит, извините за пафос, Красоте.
Ведь не важно, что «а вот когда уже туда уж». Важно — что «мир хорош»! Давыдов умеет привлечь к себе внимание и — сказать о главном. Этим, на мой взгляд, и интересен. Хотя, разумеется, авангардом подобная поэзия не является.