Опубликовано в журнале Дети Ра, номер 6, 2008
Линор Горалик. «Подсекай, Петруша: книга стихов».
М., «Арго-Риск»; «Книжное обозрение», 2007.
Книжный проект журнала «Воздух», вып. 26.
Новая книга стихов Линор Горалик «Подсекай, Петруша» окончательно развеивает легенду о поэте Горалик. Эта легенда когда-то была создана руками одного известного делателя литературных имен — Александра Житинского. И вот благодаря другому известному деятелю Дмитрию Кузьмину, в чьей серии вышла рецензируемая книга, легенда прекратила свое существование. Правда, знают о самой легенде не так уж много читателей, ибо — что первая книга стихов Горалик «Цитатник» (СПб, 1999), что последняя «Подсекай, Петруша» (М., 2007) вышли ограниченными тиражами.
Тогда, в 1999-м, стихи Горалик действительно выделялись на фоне творчества авторов, которые знали, что такое Интернет, и размещали в нем свои произведения. Читая эти стихи сегодня, не понимаешь: что же в них такого, о чем писал Житинский: «…Я принадлежу к горячим поклонникам. Ритмы Линор покоряют, я слушаю ее стихи, как музыку, голова кружится от мгновенных переходов от высокого к низкому, как на качелях, обойма строфы вылетает короткой очередью… и ты сражен».
Тогда Линор написала роковую для себя фразу:
Поверь, дружок, все будет много хуже:
Возможно, Рим. Возможно, Вавилон.
О каком Вавилоне могла писать девушка, живущая в Израиле? Но давно сказано: стихи имеют свойство сбываться. Линор неожиданно переехала в Москву и стала участником литературного сообщества «Вавилон». Судьба играет злые шутки, не так ли? Не Вавилон, но — «Вавилон»!
С тех пор были у нее и книги прозы, и вот — новая книга стихов. Книжечка небольшая, читается быстро. При желании можно перечитать раз семь. Листая, останавливаюсь на 27-й странице:
Каждый месяц я вижу, как свято место пустует в соседних яслях,
Потому что мой незачатый сын истекает кровью в двадцатых числах,
Упирается больно, бьется, хочет родиться,
Кровью плачет, шепчет: мама, я бы мог тебе пригодиться,
Что за черт, почему ты не хочешь со мной водиться?
Вот это и есть самый яркий текст в книге, текст личностный, рассказанный так, как может рассказать только живой, чувствующий, талантливый человек, а не компьютерная программа. Из 40 страниц книги, занятых текстами, увы, более ничего подобного обнаружить не удалось. Все остальное — различные сочетания слов, чаще бессмысленные, но претендующие на какой-то особый смысл. Непонятно даже не ЧТО хотел сказать автор, а ЗАЧЕМ он вообще что-то пытался сказать.
Смертное вот несет домой вентилятор купило
Смертное просто пахало как вол не пило еле дотащилось
Смертное по пельменям и еще малому фокус показывало обещало
Смертное болит животом пьет «Маалокс» страшно панкреатит рак язва СПИД сука Господи ну не надо пожалуйста больше не буду
………………………………………….
А вообще сколько там той Земли и ведь сам обещал поможет чего бояться.
Если конечно Миша в пятницу то есть завтра операция все такое.
Личностный цинизм автора в сочетании с отстраненностью повествования и несостоятельностью потуг изобрести некую новую поэтическую технику позволяют назвать книгу Горалик разочарованием года.
Николай Сурнин