Опубликовано в журнале Дети Ра, номер 4, 2008
Снежана Ра, «ruСалки в климаксе»,
М., «Вест-Консалтинг», 2007.
Для кого-то жизнь — это свет, сказка, бесконечное удивление, радость, волшебство, а для кого-то: вагина — темная, пугающая, влажная, но зовущая. Как наваждение, подчиняющая себе волю, от власти которой уже не избавиться. И та, и другая точки зрения имеют право на жизнь, так как сама жизнь слишком многогранна и разнопланова, чтобы видеть ее только с одной стороны. А стихи Снежанны Ра — это и есть те самые разные грани жизни, которые автор отражает через призму своего сознания, души и гипертрофированной чувственности. «Штурм-реализм», как она сама называет свой стиль.
Начинается книга прологом «В поисках звука».
ЁМ
кость / слов / горсть / слов
дар / не / БЕС /
дару
РА / да / ду / ша
ду / гой / РА / дуги / в не / бо
вы
ги
ба
ется
ма
ется
ЁМ / кость / давит / нЁбо
небо / у / па / ло
гор / лом
сло
во
лом
ель
ни
ца
мелко / ме / лится
лезет / лом / слов
мол / чат / строч / ки
сты / нут
ах!
но
нот / вязь / зву / чит
зна / чит / не
ум
рЁМ
сло / ва / оло / во
вы / течь / втечь / из / течь
дол / жно
в-из
ЁМ
кость
сло
во
дым
вы
пусти
звук
СЛО
ВО
ЛО
ГОС
подин
сло / гос / поди
дай / звук / (!)
Ё
мо
Ё
Ё!
В стихотворении Снежаны — смешение всех богов и религий: христианства («Господи», «Дар-не-БЕС», буддизма, четко читается перечисление египетских богов: Ра, Гор, Нут, Ба и проч… Это то, что было до речи. Это вздрагивающие ростки звука. Нечто первобытное. Слова, произошедшие из «Ом» и «Аум». Поток сознания. Каждое следующее слово-слог-звук рождает поток ассоциаций, который, в свою очередь, дробится на смыслы, которые опять рождают ассоциации — и так можно до бесконечности, как, по одной из гипотез, вселенная расширялась из точки в бесконечность. Но здесь Слово-слог-звук расширяются в конечность сознания, а у каждого читателя она своя, и, соответственно, свои ассоциации, присущие опыту, образованию, ценностям, ожиданиям и проч. С этой точки зрения подобная поэзия ценна, т.к. говорит не столько с разумом человека и даже не с его чувствами, а с подсознанием, теми скрытыми глубинами, которые оно в себе таит, и о которых мы даже не догадываемся.
Но Снежана идет дальше в своем исследовании реальности и методично пробует ее на звук, на вкус, на пластичность и податливость. Она разнообразна в стилях: это и комбинаторика, перетекания, «стихи-змеевики», как их называет сама Снежана:
дамыдамыдамыдамы да мы!
мыдамымыдамы мы, да мы
мыдамымыдамы да, мы дамы, да!
Она женственна и нежна, одинока и печальна, и, вместе с тем, цинична, эпатажна, бесстыдна на грани откровенной пошлости, зла на мир и ехидна. Она любит мужчин и женщин и — никого. Даже себя. И не разобрать: это позиция или всего лишь страх: «меня никто не любит и не полюбит»? Агрессивная жалость к себе? Стремление освободиться от рамок морали или стыд за саму себя? Уверенность: саморазрушение будет моим триумфом или это зов: помогите справиться с собой? Возможно, именно такой стала бы поэзия Сапфо, если бы древнегреческая поэтесса родилась на стыке XX и XXI веков в России, разозлилась на жизнь и стала бы ее ненавидеть. Это борьба страстей и стихий, заключенная в одном теле, это то, что, так или иначе, когда-либо в жизни приходилось переживать каждой женщине.
Во мне стихи-
Я Ра-любви..
Снежана шокируют, говорит «о запретном», о табуированных темах, играет словами, почти заигрываясь и срываясь на нецензурную лексику. Одних — привлекает и очаровывает, других — отталкивает и ожесточает. Но не оставляет равнодушным никого — это факт.
я бля-
шкою золотой
ремешка на сумочке
кожа-
ной пускаю зайчиков
солнечных на про-
хожих и РА-
дуюсь на лето
а хули-
ганы нашего двора
попрятали свои на-
ганы и галантно кла-
няются мне
Ра подчеркнуто, и я бы даже сказала — акцентуированно, сексуальна. Тема секса и сексуальности открыто выражена в каждом ее стихотворении, в каждой строке, в каждой букве.
ты
жертвоприносишь меня
распинаешь меня
на кресте
большой
двуспальной кровати
и я
увлажняясь в себе
покоряюсь тебе
Возможно, это лучший способ «докричаться» до подсознания — и секс, и основной — половой инстинкт есть та самая дверь, через которую проще всего войти в таинственное царство ИД. Вот только кому это нужно, кого мы там встретим? Стоит ли овчинка выделки? Снежана пытается показать, что стОит, а вот кого мы там встретим — это уж, извините, у всех свое, личное, темное…
В целом, книга Снежаны Ра написана талантливо. В отдельных стихотворениях чувствуется влияние творчества Маяковского и Нины Хабиас, но отчетливо слышен собственный голос.
В заключение, хочется сказать следующее. Авангардную поэзию, также, как и авангардную живопись, сложно оценивать. Она либо вызывает отклик в душе читателя, либо нет. А каков этот отклик, и пойдет ли читатель после этого любить или убивать кого-то — это ведает лишь Бог. И совесть автора.
Юлия МАРТЫНЦЕВА