Опубликовано в журнале Дети Ра, номер 12, 2008
Митурич Сергей Васильевич.
«Неизвестный Петр Митурич: Материалы к биографии». (Серия: artes&media.)
М.: Три квадрата, 2008.
Известный художник, глава издательства «Три квадрата» Сергей Васильевич Митурич, выпустил в свет замечательную книгу с результатами собственных художественно-исторических разысканий и исследований жизни и творчества своего деда — художника Петра Васильевича Митурича. Это имя давно и хорошо известно ценителям русского искусства начала прошлого века — эпохи радикальных практик, течений и открытий. Именно теоретические разработки того времени и их применение на практике составили, как выяснилось, немалую часть вклада России в европейскую и мировую культуру, что, конечно же, придает особый вес действующим лицам переломного периода. Тем интереснее для нас новые сведения об одном из них, прежде всего та информация, что во взаимосвязи по-новому освещает уже известные факты и явления.
Тщательно выверенная книга состоит из двух частей: первая — из обстоятельных аналитических статей, несмотря на их небольшой текстуальный объем, написанных чистым и ясным языком, что следует отметить, вторая — не менее интересные впервые опубликованные архивные материалы, уточняющие, а порой открывающие новые, неизвестные ранее страницы жизни и творчества одного из ярких представителей русского футуризма. В связи с Петром Митуричем звучат имена Владимира Татлина, Михаила Ларионова, Льва Бруни, Павла Филонова, Владимира Маяковского, Николая Пунина и многих других. Общие дела по цеху не мешают ему давать действиям отдельных коллег, когда требуется, и нелицеприятные оценки. Пристального внимания заслуживают свидетельства, документы скрупулезно и достоверно описывающие последние месяцы жизни выдающегося русского поэта Велимира Хлебникова, чья жизнь (в истории литературы и изобразительного искусства) навсегда неотделима от частной, казалось бы, истории семьи Митуричей.
Постоянный читательский интерес к значительным личностям и событиям, а значит и к жанру автобиографическо-мемуарной литературы объясним — читатель ищет и, как правило, находит в жизнеописании выдающихся личностей образец для подражания, оптимальную модель поведения в сложных обстоятельствах, выверяет собственный жизненный путь. Трагизм болезни и кончины Хлебникова очевиден, и эту трагедию, стараясь облегчить страдания поэта, переживает и Петр Митурич с близкими. В таких обстоятельствах обнажается естество и людей, и их отношений. Семейный быт, простые, но необходимые действия, случайные, необязательные реплики наполняются особым смыслом. И в этих обстоятельствах человечны все — и семья Митуричей, и природа, и умирающий. «Трудно тебе умирать?» — спрашивает поэта Федосья, няня детей Митурича, с ее слов и был записан диалог. «Да» — ответил Хлебников.
Анализ композиционных и тематических истоков посмертных портретов Хлебникова позволил исследователю впервые выявить обусловленность и взаимозависимость между данным портретом и посмертным изображением Михаила Врубеля, и, в конечном итоге, установить бесспорную связь между творчеством двух мастеров — Михаила Александровича Врубеля и Петра Васильевича Митурича. И в посмертных изображениях Врубеля и Хлебникова, на самом деле, главенствует не тема смерти, а речь идет о преемственности — учитель-ученик, о творческом бессмертии художника и его открытиях, то, что и составляет историю искусства. Эти и множество других фактов и вытекающих из них выводов проявляют простой и ясный смысл всей книги: «Живи, работай, твори, а остальное приложится». Отчасти, нам кажется, это и оценка автором книги жизненного пути и творчества Петра Митурича.
Даже исходя из того немногого, что сказано, можно предположить: книга «Неизвестный Петр Митурич» будет интересна не только хлебниковедам и филологам, но и всем, кого привлекает история российского искусства. Что важно, автором книги намечены дальнейшие маршруты для новых исследователей, которые, будем надеяться, придут и продолжат поиски. Следует отметить удобную организацию пространства текста, не отвлекающую, а способствующую чтению этой профессионально написанной, сердечной книги.
Николай ГРИЦАНЧУК