Опубликовано в журнале Дети Ра, номер 7, 2006
Мне выпала честь представить русскому читателю авторов Азербайджана.
Еще не так давно читательская аудитория была общей, и то, что раньше называлось национальной поэзией, теперь стало называться поэзией зарубежной. Натали Саррот в «Эре подозрения» пишет: «Подлинное происшествие убедительно и впечатляюще, оно не боится казаться смешным, безвкусным; вымысел уже не потягается с действительностью». Да, художник не поспевает за реальностью. Кто мог подумать, что некогда единая писательская аудитория поделится на свою и зарубежную? Заяви ты об этом в славные социалистические времена, тебя приняли бы за сумасшедшего.
Некоторые авторы этого номера «Дети Ра» заканчивали Литературный институт имени А.М. Горького, посещали мастерские Льва Озерова, Михаила Светлова. В Москве происходили памятные, судьбоносные встречи. Так на квартире замечательного турецкого поэта Назыма Хикмета собирались вместе неразлучные друзья Кайсын Кулиев, Давид Кугультинов и Нариман Гасанзаде. Нариман Гасанзаде так вспоминает о Назыме Хикмете: «Он обычным кажется при встречах и великим — стоит лишь расстаться». Турецкий поэт поднимал всех их, тогда еще юных подающих надежды поэтов, до своего уровня, и они, словно бы став такими же, как он, не замечали его величия. Лишь расставшись, приняв истинно свой «размер» и «рост», начинали понимать величие того, кто их возвышал.
Мост, связывавший некогда литературу Кавказа и русскую литературу, пообветшал, и писатели, оказавшиеся невольными заложниками действительности, с чувством ностальгии смотрят на противоположные берега.
Какие тенденции и направления ознаменовывают современный Азербайджан, что происходит в литературной России? Мы знаем об этом понаслышке, живой переклички голосов, прямого диалога уже нет. Азербайджанская поэзия сама по себе, русская сама по себе, замкнутые в добровольной, но недалекой и скупой «самодостаточности», понятии, которое сейчас успешно заменяет другое — «самоотдача».
В журнале представлена лишь малая толика всего литературного Азербайджана. И лишь пласт литературы — поэзия. О каждом отдельно взятом поэте хочется говорить много и долго, но, к сожалению, автобиографическая справка не дает полного представления об этих многогранных личностях. В отборе текстов я старался не ограничивать себя возрастными категориями, на мой взгляд, литература — единственная сфера, где субординация не нужна, а статус не имеет значения и современники должны идти бок о бок с классиками.
Валех САЛЕХ