Фонд «Общественное мнение»
Опубликовано в журнале Отечественные записки, номер 4, 2013
Россияне вдвое чаще признают высшее образование действующим социальным лифтом, чем отрицают эту максиму. Однако стоит отметить, что «нонконформистское» мнение, согласно которому такое образование для жизненного успеха не нужно, чаще разделяют молодые респонденты (34 % из них) и люди «первого среднего» возраста, от 31 до 45 лет (36 %), тогда как в старших возрастных когортах его придерживаются лишь по 27 % опрошенных. Что, вероятно, косвенно свидетельствует о снижении социальных дивидендов от высшего образования.
Любопытно также, что мужчины признают необходимость высшего образования для жизненного успеха значительно реже, чем женщины (55 и 64 % соответственно), а отрицают — чаще (35 и 27 % соответственно). И здесь явно просматриваются гендерные различия социально-профессиональных траекторий в сегодняшней России.
Неудивительно, что примерно две трети респондентов, имеющих детей школьного возраста, выражают готовность нести при необходимости серьезные материальные траты, дабы обеспечить своим детям высшее образование. Причем даже родители, считающие последнее вовсе не обязательным для успеха в жизни, вдвое чаще «соглашаются», нежели «отказываются», взваливать на себя подобные траты (те же, кто признает высшее образование необходимым — втрое чаще).
Интересно, что жизненный успех не всегда ассоциируется с материальным благополучием: лишь треть опрошенных полагают, что обладатели вузовских дипломов в целом зарабатывают больше прочих, причем распределение мнений по этому вопросу практически не зависит ни от возраста респондентов, ни от того, каков их собственный образовательный уровень. Тем не менее в иерархии мотивов, которые общественное мнение приписывает нынешним соискателям высшего образования, безоговорочно доминируют утилитарные соображения.
Как Вы считаете, сегодня в России люди с высшим образованием зарабатывают в целом больше, меньше или столько же, сколько люди без высшего образования?
Опрос 9—10 июня 2012 г.
43 субъекта РФ, 100 населенных пунктов, 1500 респондентов
ї Фонд «Общественное мнение»