Опубликовано в журнале Отечественные записки, номер 4, 2013
Послѣ попытки Гентьенса, старавшагося оскорбить Ваддингтона напоминанiемъ, что большая часть реформъ, предлагаемыхъ имъ нынѣ, составляла предположенiя Дюрюи, министръ народнаго просвѣщенiя началъ свою рѣчь тѣмъ, что отдалъ должную похвалу своему предшественнику имперiалисту за основательность его взглядовъ и сказалъ при этомъ: «Если его дѣло приходится начинать сначала, то кто же виною этого, какъ не имперiя, помѣшавшая его осуществленiю?.. Первое правительство окончательной республики считаетъ за честь ознаменовать свое вступленiе на арену дѣятельности предложенiемъ общей реформы, имѣющей цѣлью широкое распространенiе образованiя и повсюдное поднятiе уровня знанiй, чтобы поставить Францiю на первое мѣсто среди образованныхъ нацiй, на каковомъ пути онъ, министръ, и надѣется встрѣтить поддержку и сочувствiе палаты депутатовъ».
— Да, да, отвѣчаютъ ему на это сотни голосовъ, и энтузiазмъ становится громаднымъ, когда съ трибуны слышится слѣдующее заявленiе: «Правительство — говорю я это отъ имени всѣхъ моихъ товарищей такъ же, какъ и отъ имени президента республики — не затруднилось признать принципъ обязательности въ дѣлѣ первоначальнаго образованiя».
Объяснивъ потомъ, какъ значительно станетъ увеличиваться число школъ, какъ учителя появятся даже въ самыхъ бѣдныхъ хижинахъ, какъ образованiе сдѣлается доступнымъ каждому, а обязательность его будетъ импонирована мѣрами взысканiй, министръ представляетъ перечень средствъ, которыя уже употребляются или будутъ введены въ употребленiе при среднемъ и высшемъ образованiи, которымъ угрожаетъ клерикальная конкуренцiя. Правые молчатъ, а лѣвые производятъ спокойному оратору одну изъ такихъ овацiй, какихъ обыкновенно удостоиваются только самые горячiе изъ трибуновъ оппозицiи.
Бюджетъ народнаго просвѣщенiя послѣ своего увеличенiя, достигнутаго старанiями министра Дюрюи, дошелъ въ 1870-мъ году едва до 24-хъ миллiоновъ франковъ; до этого же времени онъ былъ на половину менѣе бюджета вѣроисповѣданiй. Теперь же, хотя бюджетъ вѣроисповѣданiй и представляетъ собою все еще цифру около 50 миллiоновъ, такъ какъ сенатъ сдѣлалъ невозможной какую бы то ни было реформу въ религiозныхъ дѣлахъ, но зато, по крайней мѣрѣ, и бюджетъ по просвѣщенiю достигнулъ почти того же уровня. Правительство просило 43 миллiона, комиссiя назначила нѣсколько болѣе 49-ти миллiоновъ. Впродолженiи четырехъ засѣданiй по этому поводу, палата представляла собой не часто повторящееся парламентское зрѣлище: демократическое и либеральное большинство предлагало министру большiя суммы, чѣмъ онъ рѣшался принять изъ боязни стѣснить этимъ потребности своихъ товарищей и нарушить общее равновѣсiе. Всѣ многочисленныя поправки, предлагавшiяся депутатами, были въ пользу увеличенiя бюджета, и министръ вынужденъ былъ отказываться отъ нѣкоторыхъ изъ нихъ чуть не со слезами на глазахъ. Нечего и говорить, что ни одна изъ реакцiонныхъ поправокъ не могла пройти.
Принципъ дароваго обязательнаго образованiя, разумѣется, прошелъ вполнѣ, но необходимый для осуществленiя на практикѣ этой системы кредитъ въ 900 тысячъ франковъ не могъ быть открытъ, хотя цифра эта и неособенно велика, принявъ во вниманiе, что во Францiи еще болѣе миллiона дѣтей, не поступающихъ въ школы. Важно, однакоже, уже и то, что на пособiя наиболѣе бѣднымъ общинамъ, для веденiя школьнаго дѣла, ассигновано по 5,000 франковъ. Хотя такiя суммы и не особенно велики, но одно уже введенiе подобной строки, появляющейся первый разъ въ бюджетѣ, значительно важно; цифра измѣнится и увеличится, а желательная рубрика останется навсегда. Вообще споры произошли только по поводу теологическихъ факультетовъ, изъ которыхъ два въ Руанѣ и въ Э уничтожены, а третiй въ Бордо былъ клерикалами отстоянъ, благодаря письму кардинала Доннэ, согласившемуся, чтобы въ департаментѣ Жиронды не основывалось новыхъ католическихъ университетовъ, если бордоскiй теологическiй факультетъ останется. Авторъ знаменитаго доклада объ отношенiи церкви къ государству, Гишаръ, напомнилъ палатѣ, что прежнiе и новые законы, дѣлающiе обязательнымъ для школъ преподаванiе галликанскаго ученiя, открыто нарушаются профессорами теологiи и что въ нѣкоторыхъ семинарiяхъ, какъ, напримѣръ, въ Пеатьу, правильно организована система преподаванiя ультрамонтанской доктрины. Министръ исповѣданiй Дюфоръ еще разъ отстранился отъ заявленiя, что онъ съумѣетъ заставить клерикаловъ точно исполнять законы, и ограничился только тѣмъ, что высказалъ, что, по его мнѣнiю, католицизмъ въ смыслѣ науки, точно такъ же, какъ и вообще христiанское ученiе и юдаизмъ, должны быть преподаваемы съ особою тщательностью, какъ религiи, связанныя съ началами всей современной цивилизацiи.
Свободные мыслители заявили съ своей стороны, черезъ посредство Таландье, что они отказываются отъ всякихъ пренiй по религiознымъ вопросамъ до того времени, какъ будетъ обсуждаться вопросъ объ отдѣленiи церкви отъ государства при разсмотрѣнiи статей бюджета по расходамъ вѣдомства вѣроисповѣданiя. Но когда дѣло дошло до уничтоженiя вообще теологическихъ факультетовъ, то за него оказалось только 64 голоса, уменьшенiе же числа ихъ прошло при большинствѣ 285 голосовъ противъ 162.
«Отечественныя записки», 1876, № 9 сентябрь, Отд. II, с. 39—40