Фонд «Общественное мнение»
Опубликовано в журнале Отечественные записки, номер 1, 2012
Как Вы считаете, большинству людей можно доверять или в отношениях с людьми следует быть осторожными?
Как Вы думаете, сегодня в нашей стране среди людей больше согласия, сплоченности или несогласия, разобщенности?
Давно уже самыми различными социологическими исследованиями установлено: уровень анонимного межличностного доверия – то есть доверия к «чужим», незнакомым – в России крайне низок, намного ниже, чем в большинстве стран мира. Вот и еще одно свидетельство…
Любопытно, однако, что люди относительно состоятельные (с доходами от 15 тыс. руб. в месяц) все же склонны доверять другим примерно вдвое чаще, чем те, кто победнее: среди них так заявляют 24% опрошенных, а среди получающих менее 6 тыс., от 6 до 9 тыс. и от 9 до 15 тыс. – лишь 11–13%. И если среди окончивших только среднюю школу доверять большинству людей готовы лишь 9%, то среди обладателей вузовских дипломов – 21%. Тоже, конечно, не ахти какой высокий показатель. Но все же, как видим, корреляция между уровнем жизни и образования, с одной стороны, и уровнем доверия, то есть качеством социальной ткани – с другой, налицо. О причинно-следственных связях (о курице и яйце) гадать здесь не будем…
Есть люди, готовые объединяться с другими людьми для каких-либо совместных действий, если их идеи и интересы совпадают. И есть люди, не готовые объединяться с другими для каких-либо совместных действий, даже если их идеи и интересы совпадают. К каким людям Вы бы отнесли себя — к первым или ко вторым?
Насколько часто можно встретить сейчас среди окружающих Вас людей готовнгость объединяться, чтобы решать общественные проблемы, которые не касаются их лично?
Впрочем, как выясняется, большинство из нас (58%) готовы объединяться с другими людьми для совместных действий. А среди молодежи и среди обладателей высшего образования – почти две трети: 64 и 63%. А среди тех, кто получает не менее 15 тыс. руб. в месяц, – еще больше: 70%. Так что, получается, у гражданского общества здесь радужные перспективы, не так ли?
Вот только незадача: окружающие к объединению, к совместным действиям для решения общих проблем обычно не расположены. Большинство из нас редко встречают такую готовность, а каждый пятый – не встречает вообще. Так что проблема не в нас, а в окружающих. Ну, собственно, в тех людях, в отношениях с которыми, как мы в подавляющем большинстве своем убеждены, «следует быть осторожными». Похоже, круг замыкается.