Опубликовано в журнале Октябрь, номер 7, 2015
Людмила
Бокова – заместитель Председателя
Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и
государственному строительству; представитель от исполнительного органа
государственной власти Саратовской области.
Одной из последних прочитанных мною книг стала «Победа» Александра Борисовича Чаковского – выдающегося советского журналиста, публициста и писателя. Такой выбор не случаен: в год празднования семидесятилетия Великой Победы мы все чаще и чаще задаемся вопросами о том, что мы знаем об этой войне, какое значение эта Победа имеет сегодня.
В романе описываются два важнейших события мировой политической истории, увиденные глазами главного героя – журналиста Михаила Воронова. Эти события разнесены между собой ровно на тридцать лет: Потсдамская конференция 1945 года и заключение в 1975 году Хельсинских соглашений, результатом которых стало появление ОБСЕ – крупнейшей в мире региональной организации, занимающейся вопросами безопасности и межгосударственного сотрудничества.
Блестяще зная современную ему международную жизнь, Александр Чаковский недаром обратился к историческому анализу этих переломных событий. Хельсинские соглашения, по сути, закрепили те основополагающие идеи послевоенного устройства мира, которые были сформулированы на Потсдамской конференции и привели к так называемой «разрядке» в противостоянии между социалистическим и капиталистическим блоками. Чаковский показывает в романе, что это стало возможным лишь благодаря Победе, которую одержал над фашизмом Советский Союз, и подчеркивает, что уже через тридцать лет после окончания Второй мировой войны западные страны на конференции в Хельсинки пытаются провести ревизию ее итогов, причем в свою пользу, добиваясь выгодной для себя позиции в предложенных СССР договоренностях.
Сегодня мы наблюдаем практически ту же самую ситуацию. Накануне семидесятилетия Победы во Второй мировой войне и на Западе, и у нас в стране стали много писать о пересмотре итогов самого страшного конфликта в истории человечества. Регулярно возникают разговоры о том, что главная роль в победе принадлежала США и их западным союзникам, а основными «театрами боевых действий» стали Тихий океан, Европа (конкретнее – Нормандия) и Африка. Не секрет, что и многие европейцы уже начали забывать события, которые превратили в руины половину континента.
Я в таких случаях вспоминаю рассказ Василия Ланового, как во время поездок в Европу журналисты задавали ему весьма характерный вопрос: «И что вы в России со своей Победой носитесь? Вот мы уже забыли». Известный актер отвечал вопросом на вопрос: «Сколько дней ваши страны сопротивлялись Гитлеру?» Собеседники молчали. Тогда Лановой продолжал: «Польша была завоевана за двадцать восемь дней, и за те же двадцать восемь дней немцы в Сталинграде смогли захватить всего лишь несколько домов. Дания продержалась один день, а вся Европа покорилась за три месяца. И освобождать ее пришлось нашим солдатам. И какой ценой! Миллион жизней советских солдат, отданных за освобождение европейцев от фашизма». Однако, повторю слова Василия Ланового, Европа предпочла об этом забыть.
Анализируя тенденции «пересмотра» итогов войны и размышляя о прочитанном романе Чаковского, все больше убеждаюсь, что семьдесят лет Победы – срок для всех нас критический. Непосредственных свидетелей тех событий осталось очень мало, выросло уже несколько поколений, которые не знают, какой была та война. Не зря же говорят, что новая война становится реальной угрозой тогда, когда люди начинают забывать про предыдущую. Резкий рост числа локальных военных конфликтов во всем мире как раз и служит свидетельством того, что мы уже не помним, что такое война, судим о ней только по сохранившимся кадрам и документам. И потому годовщина Победы – сакральная дата. Лишь оглядываясь на трагическое прошлое, мы сможем увидеть впереди благополучное и спокойное будущее.