(Ая эН. Библия в SMSках)
Опубликовано в журнале Октябрь, номер 9, 2013
Наталья Мелёхина – писатель, литературный критик. Родилась в деревне Полтинино Грязовецкого района Вологодской области, живет в Вологде. Окончила факультет филологии, истории и теории изобразительного искусства ВГПУ. Как критик печаталась в журналах «Знамя» и «Октябрь». Автор книги прозы. Лауреат конкурса журнала «Север» «Северная звезда» в номинации «Проза» (2012).
АЯ ЭН. БИБЛИЯ В SMSКАХ. – М.: ВРЕМЯ, 2012.
Замечено, что самые горячие споры вызывают два вопроса – религия и воспитание детей. «Библия в SMSках» изначально была обречена на бурные дискуссии в обществе, поскольку с точностью сэнсэя ударила сразу в обе болевые точки.
Жюри конкурса «Книгуру» присудило этой книге второе место в сезоне 2010-2011 года. Эксперты в обосновании своего решения не забыли отметить: «Книга – рекордсмен по количеству обсуждений и споров на сайте “Книгуру” и в социальных сетях премии».
Роман оказался в нужное время в нужном месте, поэтому не удивительно, что он вызвал взрыв разнообразных дискуссий. Символично, что он даже издан в серии, которая так и называется – «Самое время!». В данный момент Русская православная церковь все активнее интегрируется в жизнь общества, и это не может не вызывать ответной реакции. Споры о религии возникают повсеместно по любому новостному поводу – от акций «Pussy Riot» до введения в школьную программу основ религии. После выхода «Библии в SMSках» споры на актуальнейшую именно в сей момент тему («надо ли говорить с детьми о Боге, и если надо, то как?») перенеслись из общественного в литературное пространство. Дискуссия перестала носить исключительно социальный характер, но не утратила болезненной остроты.
Внутренний мир произведения Аи эН имеет сложную структуру, а вот завязка сюжета в нем самая простая. Такой сюжетный ход очень популярен среди создателей телевизионных мелодрам и мыльных опер (взять хотя бы завязку сериала «Богатые тоже плачут»): богатые дед, бабушка или отец семейства (иногда сын) хотят ввести в свой семейный круг представителей социальных низов, чтобы наказать других членов семьи за избалованность и продемонстрировать им своеобразный «положительный пример поведения» в лице «сиротинушки». Столкновение с выходцами из социальных низов меняет жизнь и мировоззрение других персонажей.
В романе Аи эН престарелая богатая дама Вера Игнатьевна желает наказать своих внуков за избалованность и лишить их наследства. Дома, квартиры и счета она собирается переписать достойному «сиротинушке» (по выражению самой Веры Игнатьевны). У внуков – молодого мужчины по имени Максим и его 14-летней сестры Евгении – есть только один способ сохранить свое материальное благополучие: прочитать Библию. Так и объясняется название книги: наследники богатой бабушки, пытаясь выполнить ее каприз, перекидываются SMSками, в которых обсуждают содержание Библии. В роли «сиротинушки» – подросток из неблагополучной семьи по имени Салим и его младший брат Стасик. Только знакомится с ними не сама бабушка, а ее внуки.
Роман можно воспринимать как многогранное осмысление евангельской цитаты: «Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл младенцам» (Лк. 10:21). Оказывается, что 14-летняя Евгения (с говорящим домашним прозвищем «Евка»), не знающая Библии, ведет себя более милосердно по отношению к «сиротинушкам», чем все остальные персонажи.
Именно Евка избавляет сироту Стасика от страха перед «чевяком» в животе, именно она помогает Салиму хотя бы на день подарить больному брату настоящее детство: «Игрушек – не дорогих, а просто бешено дорогих, бешено шикарных, было столько, что тоже как не по-настоящему. Салим перестал обращать внимания на цены, перестал держать брата за руку, перестал вспоминать о том, что надо периодически закрывать рот. Его окружило детство, которого у него не было и никогда уже не будет. Даже если там, после смерти, есть рай, про который написано в этой Библии, даже если его туда пустят. Даже если он попадет туда прямо завтра. Это будет взрослый рай».
Некоторые художественные приемы осмысления библейских мотивов Ая эН открыто заимствует у Михаила Булгакова. Ее персонажи тоже с иронией относятся к библейским сказаниям, но в конечном итоге, как и в булгаковских книгах, игры со светом и тьмой не проходят для персонажей Аи эН безнаказанно и самым неожиданным образом отражаются на их судьбах.
К примеру, невеста Максима – Алка – хочет избавить наследников от капризов Веры Игнатьевны и обращается к ворожее, чтобы та помогла приблизить кончину пожилой дамы. Колдунья дает Алке задание – мысленно представить смерть бабушки. В своем воображении Алка перебирает несколько вариантов гибели, в одном из них Вера Игнатьевна, «как Берлиоз, поскользнулась на подсолнечном масле». Это и произошло в действительности, только упала бабушка не под трамвай, а с лестницы в своем доме, и масло разлила не Аннушка, а маленький Стасик.
Чтобы подчеркнуть присутствие библейских сюжетов в жизни современных людей, чтобы показать, что Библия – это и сейчас «живая» книга, автор использует любопытное композиционное и стилистическое решение. Каждая глава непременно начинается с диалога в SMS на ту или иную библейскую тему, затем идет собственно изложение событий романа, причем по тематике оно всегда соответствует обсуждаемому эпизоду.
В финале каждой главы – фрагменты сайтов, чатов, форумов, причем иногда реальные фрагменты. Они тоже соответствуют основной теме каждой главы. Так, в «Детях подземелий» дается Интернет-запрос слова «ад» в библейских словарях. В толковании пользователю отказано, поскольку «слишком короткое слово». То есть «метро-подземелья-ад» не доступны обитателям «рая» – Вере Игнатьевне и ее внукам. Между тремя «слоями» каждой главы (SMS-переписка – описание событий – Интернет) происходит идейно-тематическая и стилистическая диффузия.
Система персонажей в «Библии в SMSках» построена как раз на зеркальном сопоставлении двух миров (совсем как ада и рая в Священном Писании). Евке и Максиму соответствуют Стас и Салим. Умершая мать и сбежавшие отцы «сиротинушек» – это «параллельные персонажи» мамы и папы Максима и Евки (они хоть и живы, но в жизни своих детей участвуют в лучшем случае через связь по скайпу, они тоже «сбежали» в поисках лучшей доли). В целом старшее поколение в этом романе занято своими проблемами и имеет смутное представление о собственных потомках. Материальное благополучие здесь роли не играет. Евка – девочка из богатой семьи, но она такая же духовная «сирота», как Стас и Салим, она тоже остро переживает недостаток элементарного семейного уюта и тепла, хотя сама даже и не понимает этого в силу своего возраста.
У «детей подземелий» и «детей из дворца» не случайно одинаково зовут бабушек: Вере Игнатьевне (ее домашнее прозвище «Вигнатя»), солидной пожилой даме, противопоставлена бабушка Вера, простая, затюканная бытовухой пенсионерка. Обе ни духовно, ни душевно не близки своим внукам.
Ая эН, выстраивая параллели в системе персонажей, демонстрирует распад института семьи на всех уровнях современного российского общества. В христианстве модель семьи на Земле – это проекция отношений «Бог-отец (единый в трех ипостасях) и дети-верующие». Раз семейные связи между людьми нарушены, то исчезает и связь с Богом. Вина за это, безусловно, лежит на старшем поколении, на «бабушках Верах», на мамах и папах, так как взрослые еще до рождения детей должны определить, как они будут растить своих потомков, какую модель мира они представят сыновьям и дочерям и есть ли в этой модели место для Бога.
Кстати, на просторах Интернета читатели весьма бурно обсуждали вопрос: насколько реалистичны персонажи «Библии в SMSках»? Для экспертов в литературе это очень щепетильная тема, поскольку, с одной стороны, вымышленное по сути своей не может и не должно быть реальным, с другой – литературная традиция доказывает, что персонажи, «срисованные» с действительности, как правило, вызывают наиболее искреннее сочувствие.
«Дети дворцов» в «Библии в SMSках» выглядят весьма убедительно, а вот в некоторые факты из биографии Салима верится с трудом. Например, сомнения вызывает то обстоятельство, что у современного юноши из неблагополучной семьи нет совсем никакого опыта в отношениях с девушками. Что же, он не посещал подростковых компаний на крышах и в подвалах? Был «ботаном»? По авторской характеристике старшего «сиротинушки» этого не скажешь.
Забавно выглядит и воспоминание Салима о друге, который в лагере читал книгу «Сумерки». Сага Стефани Майер (и в прозе, и в киноварианте) – это увлечение для девочек независимо от их социального положения, но уж точно никак не для «реальных пацанов». Тот же Интернет пестрит шутками вроде этой: «Отомсти своей девчонке за “Сумерки”! Своди ее на “Форсаж-6”!» – или: «Парню из Челябинска, сходившему на “Сумерки”, пришлось срочно сменить имя, внешность и место жительства». Юноша, который в подростковом лагере держал у себя такую книгу, обязательно стал бы объектом насмешек.
Автор в произведении (конечно, имеется в виду автор как художественная категория в тексте, а не сама писательница) независимо от его собственной воли гораздо ближе по воспитанию и уровню образования к семейству Вигнати, чем к семье Салима и Стаса. Тем не менее роман наглядно показывает реалии России: 14-летняя москвичка и ее сверстники, живущие за пределами МКАДа, – это не только граждане разных стран, разных миров («ада» и «рая»), но еще и люди разного возраста, поскольку их жизненный опыт не подлежит никакому сравнению.
Роман Аи эН заметно выделяется на фоне огромного количества современной детской литературы о религии. В этом ряду мы найдем самые разнообразные издания – от многочисленных пересказов основных библейских сюжетов (например, «Евангельские рассказы» Майи Кучерской) до учебных курсов в ряде российских школ (ученикам предлагают то перечислить добродетели истинного христианина, то нанести на карту ведущие монастыри России).
Книга Аи эН – это чтение либо для старших подростков, либо для взрослых. Ребята помладше, пока еще не знакомые с текстами Достоевского, Булгакова и самой Библии, вряд ли оценят всю прелесть этого произведения. Что особенно важно для романа, адресованного молодежи, в «Библии в SMSках» нет прямого дидактического посыла, нет желания во что бы то ни стало доказать юным читателям, что все они обязаны прямо сию минуту стать воцерковленными христианами. Молодые не терпят принуждения, и автор дает своей аудитории право на выбор, но иногда именно возможность выбора становится самым коротким путем к вере в обход самых лучших учебных пособий и строгих бабушек.