Опубликовано в журнале Октябрь, номер 10, 2011
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА
Новые уроки русского?
Писатели девяностых и «нулевых» годов выясняли отношения с русскими классиками. Но вот, по-видимому, в этих отношениях наступил перелом. Недавно открытые авторы как будто питаются традицией, которую можно ознаменовать вполне современным именем. Неужели в эпоху повсеместно признанного конца литературоцентризма и безвластия слов найдется писатель, способный породить новаторское направление в словесном искусстве?
Анатолий Гаврилов сейчас осознается именно в этой роли. Удивительно сочетающая маргинальность и общепризнанность, сухость и поэтичность, камерность и народность, его проза вдохновляет на созвучные поиски.
Поэтому кажется не случайным, что последнее по времени переиздание прозы Гаврилова сопровождалось выходом книг более молодых и до поры менее известных авторов – Дмитрия Данилова и Олега Зоберна: именами этих трех писателей[1] издательство «Колибри» сочло возможным открыть свою новую серию прозы «Уроки русского».
С тех пор в серии вышло еще с десяток книг, авторов которых объединяет «теневое», маргинальное обаяние. Даже если впоследствии они попадают в эпицентр премиального процесса (например, Сенчин, Осокин, Данилов), их успех воспринимается как признание вопреки. Вопреки диковинному, экспериментальному, в самом деле необщему и поначалу малопонятному выражению их прозы.
Можно ли считать писателя Гаврилова самым актуальным учителем на «уроках русского»? Можно ли говорить о Данилове и Зоберне как его своеобразных «учениках» – продолжателях гавриловской традиции?
Можно, если учесть одну важную вещь: «продолжателем» Гаврилова может быть только истинный новатор. А значит, созвучность «традиции» тут измеряется способностью видоизменять ее, наполнять новым смыслом.
О том, как это получается у новых признанных, рассказывают наши обозреватели.