Роман
Опубликовано в журнале Октябрь, номер 9, 2010
Василий АКСЕНОВ
Lend-leasing
Дети ленд-лиза
На несколько дворов от нашего захезанного сада в подвальном помещении с матухой-дворничихой жил авторитетный подросток Шранин. За год до войны он умудрился в каком-то клубе пробавляться помощником киномеханика; отсюда и возник среди детей его исключительный авторитет.
В конце тридцатых вышел удивительный фильм “Заключенные”. Он повествовал о строительстве Беломоро-Балтийского канала. Многие тысячи зеков проходили процесс героической перековки. Огромный лозунг над входом в зону вещал мудрость ХХ века: “Труд приносит свободу!” Энтузиасты с лопатами и кирками бодро маршировали к шлюзам.
Далеко не все, однако, обладали самосознанием. В одном из бараков зоны блатные зеки категорически бойкотировали созидательный труд. Вохра гнала их к тачкам, а они, обхлопывая себя по коленкам и задам, отчебучивали чечетку.
Грязной тачкой
Рук не пачкай!
Ха-ха!
Это дело перекурим
Как-нибудь!
Во главе барака стоял персонаж по кличке Костя-капитан. В исполнении резко характерного актера Астангова этот персонаж захватил популярность городских дворов. Пацаны носили кепарики набекрень, черные полупальто с поднятым воротом, цикали желтой дегтярной слюной или жмыхом из-за фальшивой “фиксы”, хрипели под гитаренцию:
Этап на Север, срока огромные,
Кого не спросишь, у всех Указ!
Взгляни, взгляни в лицо мое суровое,
Взгляни, быть может, в последний раз…
Картину очень быстро запретили как идеологически неверную и вредную. Перековка жестокого “пахана” в “стахановца” была поднята на смех, экран потух, остались только припрятанные в аппаратной кадрики любимого героя.
В архипелаге булгарском вокруг Проломной и Кабана к таким пятнадцатилетним “капитанам”, вроде Шмока Шранина и Бобы Свэчко, не рекомендовали приближаться.
Отдельной книгой роман выйдет в издательстве “Эксмо”.