Опубликовано в журнале Октябрь, номер 6, 2010
Книжный агент
СЕВЕРНЫЙ СЮЖЕТ ПРОТИВ СКУКИ
Фалдбаккен К. Ночной мороз / Пер. с норв. С. Карпушиной, А. Наумовой. – М.: Текст, 2010.
Индридасон А. Трясина / Пер. с исл. И. Свердлова. – М.: Астрель, Corpus, 2010.
Хёг П. Тишина / Пер. с дат. Е. Красновой. – СПб.: Симпозиум, 2009.
Фалдбаккен М. Кока-гола компани / Пер. с норв. А. Ливановой. – СПб.: Лимбус Пресс, 2009.
Кристенсен Л.С. Цирк Кристенсена / Пер. с норв. Н. Федоровой. – М.: Иностранка, 2010.
Два мрачноватых детектива, “Трясина” и “Ночной мороз”, понравятся не только ценителям жанра. Новый роман Питера Хёга повторяет его излюбленную тему (существование исключительного персонажа, в данном случае клоуна, способного улавливать “звучание” любого человека, в обычном мире). “Кока-гола компани” – первая часть “Скандинавской мизантропической трилогии”, повествующая о борьбе порнобизнеса с европейской занудной политкорректностью. “Цирк Кристенсена” – трогательный рассказ о мальчике, который мечтал о гитаре “Фендер”, похожей на цветок, а в итоге стал писателем.
В ОКРЕСТНОСТЯХ КИНЕМАТОГРАФА
Квирикадзе И. Пловец: сборник повестей. – М.: Рипол классик, 2010. – (Нет такого слова).
Гуэрро Т. Одиссея Тонино / Пер. с итал. Л. Гуэрра. – М.: Зебра Е, 2009.
Лопушанский К. Диалоги о кино. – СПб.: Алетейя, 2010.
Агранович Л. Покаяние свидетеля, или Поиски сюжетов в век чумы. – М.: Совпадение, 2010. – (Варианты главного).
Режиссер Константин Лопушанский говорит в основном о своих фильмах, Леонид Агранович – о времени. В прозе Ираклия Квирикадзе вольно живут и плуты, и грузинские богатыри, тот же Пловец – сродни античным героям. Разножанровая “Одиссея” знаменитого итальянского сценариста иллюстрирована его собственными работами и рисунками Рустама Хамдамова.
ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ
Прашкевич Г. Красный сфинкс: История русской фантастики от В. Ф. Одоевского до Бориса Штерна. – Новосибирск: Свиньин и сыновья, 2009.
Терёхина В. Экспрессионизм в русской литературе первой трети XX века. – М.: ИМЛИ РАН, 2009.
Иоскевич О. На пути к “безумному” нарративу (безумие в русской прозе первой половины XIX века). – Гродно: ГрГУ им. Я. Купалы, 2009.
До и после литературы: Тексты “наивной” словесности / Отв. ред. Е. Жигарина, сост. А. Минаева. – М.: РГГУ, 2009.
Быкова З. Тихое государство. – М.: АРГО-Риск, Книжное обозрение, 2009. – (Воздух).
Соколова В. Народознание и русская литература XX века / 2-е изд., испр. – М.: ЛИБРОКОМ, 2009.
“Свиньин и сыновья” переиздали, в исправленном и дополненном виде, отличный справочник-исследование – книгу очерков Геннадия Прашкевича о русских и советских авторах, чьи имена так или иначе связаны с фантастическим жанром: от известных (Платонов, Алексей Толстой, Ефремов) до полузабытых (Вивиан Итин). Для кого-то литературный труд и вовсе не был главным (Циолковский, Чаянов).
В центре внимания Веры Терёхиной – экспрессионистская поэтика в произведениях Леонида Андреева, Андрея Белого и Михаила Кузьмина, футуристов и акмеистов, в “Московском Парнасе” Лапина и группе Ипполита Соколова; связь русского экспрессионизма, литературного и живописного, с немецким. Валентина Соколова и Ольга Иоскевич предлагают нетипичные ракурсы изучения литературы XIX века (в монографии Соколовой исследуется влияние фольклористики, этнографии и истории на проблематику и жанры художественной словесности). Сборник РГГУ подготовлен по материалам двух конференций, посвященных “наивному” нарративу, в числе статей – “Приключенческая проза детей”, “Дедушкины рассказы”, ““Наивное письмо” и власть”, “Деревенский поэт Ю. Тимофеев”, “Самодеятельная поэзия в местах лишения свободы”.
А образцом “наивной” поэзии можно считать небольшой сборник “Тихое государство”. Зинаида Быкова родилась в 1940 году, живет в украинских Черновцах, много лет работала учителем в средней школе. Ее стихотворные “снимки” природы и короткие стихотворения-размышления отличаются особой теплотой, интонационно близки японской классической поэзии, но гораздо больше – прозаическим стихам из переводных иллюстрированных книг для детей. Кто-то наверняка их вспомнит: это были книги прибалтийских, румынских, болгарских авторов, выходившие в конце 80-х, с сюрреалистическими картинками, со стихами о хлебе, автобусах и птицах.
НИ ШАГУ БЕЗ МУЗЫКИ
Козлов В. Домой. – СПб.: Амфора, 2010.
Доманский Ю. Русская рок-поэзия. – М.: Интрада, 2010.
Овечкин С. Бокс в монастыре. – М.: Новое культурное пространство, 2009. – (Rash Fiction).
Ярмолинец В. Свинцовый дирижабль. – М.: Астрель, Олимп, 2010. – (Лучшие наши писатели).
Владимир Козлов верен себе и продолжает протоколировать унылую молодежную реальность. Немного оживляет “Домой” форма – подражание записям в блогах, где всегда можно заполнить графу “Current music”, снабдить свою (без)деятельность звуковой дорожкой.
У каждого поколения своя музыка: три части “Свинцового дирижабля” носят названия песен Led Zeppelin, это одна из любимых групп героя – рок-журналиста 80-х. Персонаж Ярмолинца не готов идти на компромиссы, что роднит его с героем-гитаристом из “Высоты внизу” Валерия Терёхина – другого, мало кем замеченного романа о перестроечном времени. Сергей Овечкин сам жил “сквотовой” жизнью, играл в странноватой “гаражной” рок-группе “Тихий зайчик” (обозначение сильной степени опьянения), в его “Бокс…” включены переводы из Лу Рида, а проза, согласно аннотации, представляет собой биографию определенного типа культуры.
ДВОЕВРЕМЕННАЯ ЖИЗНЬ
Николай Клюев: Воспоминания современников. – М.: Прогресс-Плеяда, 2010.
Холиков А. Мережковский. Из жизни до эмиграции: 1865-1919. – СПб.: Алетейя, 2010.
Иванов В., Зиновьева-Аннибал Л. Переписка: 1894-1903. – В 2 тт. – М.: Новое литературное обозрение, 2009.
Святополк-Мирский Д. История русской литературы с древнейших времён по 1925 год. – Новосибирск: Свиньин и сыновья, 2009.
“Красный” век если и мог существовать рядом с “серебряным”, то до поры до времени: даже попытки приспособиться ничего не гарантировали. Мережковский и Вячеслав Иванов умерли за границей, на родине стали жертвами “большого террора” Клюев и Святополк-Мирский (монархист, белый офицер, вступивший в английскую компартию и вернувшийся на родину в начале 30-х; высоко оцененная, в частности, Набоковым “История…” с ее “честным субъективизмом” была написана по-английски, для зарубежной аудитории).
В приложении 960-страничного тома “Воспоминаний…” – ранее не публиковавшиеся рецензии, заметки и письма Клюева.
КОНЦЕПТУАЛИЗМ ВНУТРИ
Неканонический классик: Дмитрий Александрович Пригов. – М.: Новое литературное обозрение, 2010. – (Научная библиотека).
Монастырский А. Эстетические исследования. – Вологда: Герман Титов, 2009. – (Библиотека московского концептуализма).
Поездки за город. Коллективные действия. 6-11. – Вологда: Герман Титов, 2009. – (БМК).
Монастырский А. Поэтический сборник. – Вологда: Герман Титов, 2010. – (БМК).
В сознании широкой аудитории Пригов – лицо московского концептуализма, отсюда и закономерное звание классика, но это не совсем справедливо: в тени Пригова, в частности, незаслуженно оказывается Монастырский. Но это как выбор между солнцем и луной.
Обширное собрание стихотворений создателя “Коллективных действий” выходит у нас впервые (ранее издавались, в НЛО и ОГИ, цикл “Поэтический мир” и маленький сборник “Небесному носатому домику по пути в Паган”). За документацию акций группы “КД” и роман Монастырского “Каширское шоссе”, первый текст русского психоделического реализма, Германа Титова также можно поблагодарить: сборник издательства Ad Marginem, где они были напечатаны в конце 90-х, теперь уже днем с огнем не найти. В новые “Поездки за город” включены и описания поздних акций (1995-2009).
ОБЪЕКТИВНО И ОБЛИЧИТЕЛЬНО
Снегирёв А. Тщеславие. – М.: АСТ, Астрель, 2010.
Етоев А. Экстремальное книгоедство: Книга-мишень. – М.: Эксмо, 2009.
Подлубнова Ю. Современный литературный процесс. Проза 2000-х годов: конспект лекций. – Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2009.
Посмотришь на современную прозу через филологические очки – и вроде бы все нормально: материала достаточно, систематизации поддается. А писательский и издательский миры, если судить по роману Снегирёва с его злыми карикатурами и отдельным эссе из многожанрового лексикона Етоева, кошмарны. Халтурщики, завистники, мастера объегоривания, медные лбы. Однако у Етоева есть внушающая оптимизм заметка об идеалистах, к которым, несомненно, относится он сам (только идеалист способен написать одинаково смешную и серьезную карликовую монографию “Душегубство и живодерство в русской литературе”, и издали ее тоже – идеалисты).
Рубрику ведет Екатерина БОСИНА
∙