XV Открытый российский фестиваль анимационного кино
Опубликовано в журнале Октябрь, номер 6, 2010
Там, где
Елена УСАЧЕВА
Гимн строителям
XV
Открытый российский фестиваль анимационного киноВ прошлом году на церемонии закрытия фестиваля анимационного кино в Суздале много говорили о печальном. О том, что Госкино прекратило финансирование анимационных проектов (была слабая надежда, что временно, но пока она не оправдалась), что студии закрываются, что предугадать завтрашний день невозможно. О том, состоится или нет следующий фестиваль, рассуждали осторожно, – многое еще было не завершено. А если программа не сформируется?
Сформировалась.
XV Открытый российский фестиваль анимационного кино прошел под девизом: “Мы строили, строили… Что же мы построили?” Чебурашка, выступивший перед друзьями с похожей речью в мультфильме, сомневался, что построенный Дом дружбы кому-то будет нужен. Сам Дом не пригодился, зато на стройке все нашли себе друзей. С анимацией получилось приблизительно так же – никому общий Дом мультфильма оказался не нужен.Как показал год, чиновники анимацию не жалуют. Пережив шок от прекращения финансирования, с трудом “переварив” падение колосса “Союзмультфильма”, который незаметно слился с Госфильмофондом и как отдельная студия перестал существовать, обсудив банкротство одной из самых сильных студий “Пилот” Александра Татарского, профессионалы год завершили все же достойно. Понятно, что фильмов стало меньше. На конкурс было прислано десять часов анимации, из них отобрали восемь. Главная отличительная особенность: студенческих и дипломных работ почти столько же, сколько профессиональных. Оно и понятно – вузы работают, деньги на дипломы выделяются, студенты демонстрируют свои первые творческие порывы. Профессионалы же доделывали, что оставалось. Кто-то оказался без заказов, взял творческий отпуск или подался в коммерческие проекты, благо успешных сериалов сейчас не так мало.
Программа фестиваля поделена на несколько категорий. Во-первых, работы студентов, в которых чувствуется заряд их мастеров – ярких Константина Бронзита (снявшего “Алешу Поповича и Тугарина Змея”, а также номинированную на “Оскар” “Туалетную историю”), Ивана Максимова (автора “Провинциальной школы”, “Ветра вдоль берега”). Во-вторых, конкурс дебютов – когда институтские стены уже позади и пора делать первые самостоятельные шаги. И, в-третьих, работы профессионалов, снимавших как авторское анимационное кино, так и прикладное – сериалы, рекламу.
Студенческих работ (ВГИК, Санкт-Петербургский институт кино и телевидения, Школа-студия ШАР, Московский кинолицей) набралось на шестьдесят семь минут, дебютов на сорок пять минут, фильмов основного конкурса на три с половиной часа. Уже на первых пресс-конференциях до начала киносмотров отборочная комиссия стала предупреждать, что программа удивит. Что в этом году порадуют студенты, а вот профессионалы заметно разочаруют. Про дебюты скромно умалчивали. Так родилась интрига фестиваля и тема бесконечных обсуждений фестивальными ночами.
Что же произошло? Понятно, что нервная встряска, которую пережил в прошлом году наш кинематограф, бесследно пройти не могла. Тем более не пережила это спокойно наша анимация, которая никогда не была коммерческой, то есть приносящей денег достаточно, чтобы нормально жить и полноценно работать. Из этого ряда выбиваются разве только “Смешарики”, анимационный проект, куда помимо симпатичных мультфильмов входит масса сопутствующей продукции – книжки, игрушки, раскраски, учебники. Как многие виды творчества, анимация требует именно спокойствия. Александр Татарский, создатель незабываемой “Пластилиновой вороны” и анимационной студии “Пилот”, не уставал повторять, что анимация, как джаз, может развиваться только в богатой, благополучной стране. А потому ее надо поддерживать постоянно. Что наше государство успешно и делало – пройти конкурс и получить деньги было не таким уж и сложным делом. Последние два года эту идиллию разрушили. Бюджет Минкульта на 2010 год был составлен так, что аниматоры были вынуждены писать в начале года на имя Президента РФ и Председателя Правительства РФ открытое письмо с просьбой уделить особое внимание анимации. Причину такого “невнимания” все понимали. В период благополучного финансирования большинство работ оказалось профессионально слабыми поделками, которые и показывать-то нельзя. А раз прибыли от вложенных денег нет, то и финансирование прекратили. А без него и признанным мастерам становится нечего делать.
Замкнутый круг.
Фестиваль продемонстрировал, что сейчас все не так печально. Институтское финансирование продолжается, студенты фильмы делают, их не лихорадит от вопроса: “Где взять средства?” В стенах ВГИКА и школы-студии ШАР нашлась бухта того самого спокойствия, требуемого для творчества. В этом году студенты постарались. Они смеялись над сказками (фильм “Ворона и лисица” Д. Шестопалова, СПбУКиТ), вглядывались в действительность (“Качели” Е. Курковой – ШАР, “Посмотрите вверх” С. Подъячевой – ВГИК), выворачивали очевидное (“Собачья площадка” ученика И. Максимова Л. Шмелькова – ШАР, “Запретный торт” ученика К. Бронзита Р. Казакова – СПбУКиТ). Здесь было все, но главное – ушло болезненное самокопание, вымороченное самовыражение, ранее свойственные студентам. Это были истории, пускай не такие совершенные, но все же истории.
В дебютах лидерство держал Екатеринбург. В этом году оттуда привезли работы из цикла “Современные сказки мира”, куда вошло пять мультфильмов по стихам детского поэта Артура Гиваргизова, он же написал сценарии. “Пусть играет”, “И ля, и си, и до-диез”, “Гусеницы”, “И все-таки”, “Бедный Шарик”. Абсурдная история о том, что у человека по сравнению с собакой гораздо больше возможностей. Или о поиске сходств между гусеницами на огороде и гусеницами танков. Или о том, что кошки странные существа…
Вот и все, больше о дебютах сказать нечего. Провал дебютов как феномен был темой долгих обсуждений. Известный специалист в анимации, кинокритик Наталья Лукиных считает, что, пока студентов греют в своих ладонях мастера, все получается, а, оказавшись без этой поддержки, молодые “недо”-аниматоры демонстрируют беспомощность. Юрий Норштейн увидел причину в банальном отсутствии у молодежи начитанности, насмотренности, наслушанности. Каждый человек живет в определенном культурном пространстве. Слабые дебюты и профессиональные работы – это результат нехватки культурного уровня. Время ученичества и вождения за руку прошло, аниматоры сами должны читать книги, ходить в музеи, ездить по миру. Вокруг нас все есть, надо только уметь взять. Но без сурового надзора режиссеры начинают лениться. И экономический кризис по большому счету не при чем. Это всего-навсего оправдания нежелания трудится. Беда не одной анимации! Подобный провал дебютов происходит везде. Где они, те самые новые имена, которых ждут?
Блестящую работу в этом году продемонстрировали сериальщики. Заранее заданная адресность – для кого и для чего делается фильм, – как оказалось, хорошо организует мозги. Ведь сериалы живут до тех пор, пока их покупает телевидение, а потому работать надо качественно, в самовыражение сильно не впадать.
Среди сериалов лидируют уже не первый год существующие проекты. “Смешарики” (веселые истории из жизни круглых созданий), “Колыбельные мира” (ожившие песенки на ночь, спетые на родном языке), “Реанимация” (страшилки на тему “НЕ” – не кури, не колись, не пей), “Log Jam” Алексея Алексеева (лесное трио, исполняющее свой известный джаз в ожидании охотника), “Маша и Медведь” (о непростых взаимоотношениях маленькой девочки и дикого зверя). Из новеньких – интернет-сериал “Овечка Холли и Долли” Маши Степановой и пришедшая в себя после годового молчания студия “Пилот”, снявшая фильм “Детективное агентство “Бульдог и Шорти”, где два оригинальных сыщика расследуют необычные преступления.
Сюда, в сериалы, не имея денег на собственные проекты, пришли авторы, чьих работ так ждали в основном конкурсе фестиваля. Ждали, но не дождались. Гениальный Олег Ужинов, сделавший в свое время “Жихарку” и “Евстифейку-волка”, присоединился к проекту “Маша и Медведь”. У него уже была замечательная серия, прошлогодний победитель Суздаля – “Раз, два, три, елочка, гори”. В этом году Ужинов представлял новую серию “Следы невиданных зверей”, ставшую на фестивале лучшим детским фильмом.
Всегда неожиданные, с трепетом ожидаемые “Колыбельные мира” – творения продюсера Арсена Готлиба и режиссера Лизы Скворцовой – уже не в первый раз были признаны лучшими в своей категории. Неувядаемый проект за несколько лет своего существования не только не сдал своих позиций, как это произошло со “Смешариками”, но раз за разом взбирается все выше и выше. Еще один замечательный аниматор Вероника Федорова, несколько лет назад заявившая о себе как о сильном профессиональном режиссере и работавшая со Скворцовой на “Колыбельных”, сейчас занялась собственным проектом, сделав несколько мультфильмов по Юрию Ковалю – цикл “Круглый год” на студии “Метроном-фильм”. Один из мультфильмов этого цикла получил приз за лучшее изобразительное решение. А полюбившийся с прошлого года “Log Jam” режиссера Алексея Алексеева вообще был признан самым-самым и получил Гран-при. Характерные подвывания волка из этого фильма, можно сказать, стали гимном фестиваля.
У музыкальной троицы – медведя, зайца и волка – были серьезные конкуренты на главный приз в профессиональной программе. “Хармониум” – прекрасно сделанное кино, воссоздающее сложный и противоречивый мир Даниила Хармса в исполнении Дмитрия Лазарева; “Со вечора дождик” Валентина Ольшванга – мрачная сказка по Алексею Толстому, рассказывающая о том, как Дед поймал Русалку и как ничего хорошего из этого не вышло (приз за лучшую режиссуру); “Непечальная история” одного из самых премированных аниматоров-кукольников Марии Муат – абсурдный рассказ о том, что бывает, когда в жизни совершаешь всего одну ошибку; светлый фильм Нины Бисяриной “Поездка к морю” – о том, как порой причудливо сбываются наши мечты (приз за лучшую режиссуру).
В целом фестиваль прошел мирно – особых споров конкурсная программа не вызвала. Все только с любопытством ждали, как члены жюри (Иван Максимов, Михаил Алдашин, Владлен Барбэ, Дмитрий Наумов, Михаил Тумеля) выкрутятся из довольно сложного положения с дебютами. Но аниматоры лишний раз доказали, что творческий человек ко всему подходит нестандартно. Ни за дебюты, ни за сценарии награды присуждать не стали, отдав освободившиеся призы в номинацию “Лучшая режиссерская работа” (их получили Валентин Ольшванг за фильм “Со вечора дождик” и Нина Бисярина за “Поездку к морю”) и “Лучший студенческий фильм” (в этой номинации наградили Дину Великовскую за “Мост” – кино о непростых взаимоотношениях взрослых и о том, как при этом страдают дети, и Екатерину Колосовскую за “Балладу о цирюльнике”).
Директор фестиваля Александр Герасимов, открывая суздальские собрания аниматоров, любит повторять, что фестиваль – это творческая мастерская, где встречаются старые друзья, где коллеги с удовольствием делятся секретами творчества. Вопрос “А как ты это сделал?” на фестивале услышать можно часто. В этом году творческая кухня из подполья вышла на белый свет в виде Первого международного конгресса “Анимационная индустрия: обучение, технологии, продюсирование, прокат”, который прошел в рамках фестиваля. Трудно сказать, научили ли кого-то чему-нибудь заявленные темы и прочитанные лекции. Скорее они обозначили общие для мировой анимации проблемы внедрения в кинопрокат 3
D технологий и обучения. Конгресс и сам фестиваль были похожи на два берега у одной реки анимации, обрывистый и покатый. Специалисты по прокату и обучению сетовали, качали головами, ставили проблемы, а сами аниматоры шумно вываливались из залов, громко обсуждали кино, смеялись. Ведь сколько бы мы ни жаловались на тяжелую судьбу, ни плакали о своих проблемах, творческие люди останутся творческими. Они будут работать за копейки, создавая собственные миры. Да, возможно, сложившееся положение вещей кого-то отпугнет, кто-то уйдет из анимации в более прибыльные отрасли. Настоящие мастера останутся. И пускай не сегодня и не завтра, пускай не на крупной студии, а у себя дома, но они создадут те шедевры, что всегда составляли славу отечественной анимации.Фестиваль так и не ответил на вопрос: “Что же мы построили?”, но анимационная жизнь покатилась дальше. Уже объявлены участники самого престижного Международного анимационного фестиваля в Анси (Франция), который состоится в июне. Сюда попали многие работы из тех, что в Суздале, к сожалению, замечены не были. Это “Две принцессы” Маши Степановой, “Посмотрите вверх” Светланы Подъячевой, “Про птицу” Ольги Кудрявцевой. Может, во Франции этим работам удастся доказать, что они ничуть не хуже тех, что премировали в Суздале.
Ну а главным подарком отечественным зрителям стал выход в прокат долгожданных полнометражных мультфильмов Гарри Бардина “Гадкий утенок” и Святослава Ушакова “Звездные собаки: Белка и Стрелка”. Так что, может быть, все не так уж и плохо.
∙