Опубликовано в журнале Октябрь, номер 2, 2010
Нас приучили к тому, что кинофестивали – это яркие праздники, редкая для звезд возможность съездить отдохнуть (чаще всего на море, где проходят многие киносмотры), “выгулять” свои вечерние платья, пообщаться с коллегами по цеху, узнать последние новости и сплетни. Открытый Российский кинофорум “Амурская осень” среди подобных празднеств приятное исключение. Проходит он в сентябре в Благовещенске, что по Амуру граничит с Китаем – по вечерам разноцветные огоньки города Хай Хэ радуют глаз прогуливающихся по набережной благовещенцев. В такой дали (из Москвы семь с половиной часов перелета, смена шести часовых поясов) главным становится не праздник и не демонстрация нарядов (надо заметить, что и с погодой на фестивале редко когда везет, так что “красная дорожка” часто сокращается до быстрой пробежки от автобуса к концертному залу). “Амурская осень” – самый “работающий” кинофорум. Здесь главное не в том, кто в чем и с кем, а в том, куда. Раз уж преодолены все эти тысячи километров, то стоит помимо Благовещенска заехать в другие районы бескрайнего Приамурья. Вот и несутся по городам и весям автобусы с сопровождением ГИБДД – артисты едут на творческие встречи и конкурсные спектакли.
В конкурсе кинофорума не только кино. Главная изюминка “Амурской осени” – конкурс антрепризных спектаклей. Антреприза рассчитана на постоянные гастроли, поэтому привезти ее легче, чем постановку стационарного театра. К тому же в антрепризе всегда задействованы звезды, что не может не привлекать публику. В этом году в конкурс попало девять спектаклей, в жюри были приглашены Анна Каменкова, Игорь Скляр, латвийская актриса Лилита Озолиня, Нина Дробышева.
К антрепризным спектаклям сложное отношение. Слишком много поначалу у нас было выпущено однодневок – скороспелых постановок без режиссуры и хорошей актерской работы. Все это принесло свои плоды – к антрепризе стали относиться как к способу быстро зарабатывать деньги, не более того. То есть антреприза не стала предметом искусства, она не выдерживает критики, а потому, как считают многие, не может участвовать в каком-либо конкурсе. Но понятно, что из любого правила есть исключения. Что, пройдя период ученичества и становления, российская антреприза заметно изменилась. А потому благовещенский зритель получил не только встречу с именитыми актерами, но и хорошие спектакли.
Несомненными лидерами этого года стали две антрепризы. Спектакль “Территория любви” в тонкой музыкальной постановке Владимира Панкова и “Американские горки” Александра Назарова, где блистательно сыграли отец и дочь, Георгий и Анна Тараторкина.
Если о нашем кино все чаще стали писать как о мрачном и безрадостном, то о театре замечают, что он все больше стал обращаться к теме любви. В “Территории любви” героиня Елены Яковлевой рассказывает о трех главных мужчинах в своей жизни и, вспоминая, на глазах у зрителей превращается то в отчаянную девчонку, то в нервно-раздраженную девушку, то в утомленную женщину. Внутренние переживания ее героини оформлены виртуозной импровизацией на кларнете в исполнении аспиранта Московской консерватории Алексея Михайленко. История другой любви – утраченной – разворачивается в “Американских горках”. Стареющий мужчина приводит в дом молоденькую девушку. Между ними завязываются странные отношения то ли любви, то ли игры, то ли соперничества, то ли банального обмана. Эти бесконечные взлеты и падения, восторги и отчаяния, постоянное движение вверх-вниз, как на американских горках, позволяет героям лучше понять друг друга. Минимум декораций, сконцентрированность эмоции на кончике луча осветительского прожектора – в таких спектаклях антреприза из коммерческого проекта превращается в предмет если не чистого искусства, то достойного обсуждения – точно.
В этом году в Благовещенске блистало старшее поколение артистов. Молодежь, то ли слишком избалованная столичной публикой, то ли решившая, что дальневосточный зритель неразборчив, играла плохо. С молчаливым удивлением зал принял “Не будите спящую собаку” Ольги Шведовой с Еленой Кориковой, Натальей Абрамовой, Иваром Калныньшем и Сергеем Астаховым; наградил молчанием игру Анастасии Стоцкой и Артема Ткаченко в “Безымянной звезде” в постановке Валерия Саркисова; не стал аплодировать “Казанове: уроки любви” с Еленой Захаровой и Александром Носиком в постановке Андрея Житинкина. “А в нашем театре “Дорогую Памелу” играют лучше”, – поделился своими наблюдениями один из зрителей, выходя из зала, где шел спектакль с Мариной Дюжевой и Валерием Николаевым.
И все равно зритель не в обиде даже на такие “проколы”, ведь фестиваль – редкая возможность увидеть на Дальнем Востоке известных людей. В Благовещенске они долго не задерживаются. Отыграв спектакль и еще толком не придя в себя, артисты отправляются по городам Приамурья. Президент фестиваля Сергей Новожилов, делясь секретами фестивальной “кухни”, рассказывал, что областям устраивается настоящий тендер за право повести у себя творческую встречу с артистами или получить для показа конкурсный спектакль. Города Белогорск, Райчихинск, Шимановск, Свободный, поселки Моховая Падь, Новобурейск, Ивановка, Тамбовка, Возжаевка. И за каждым названием – бесконечная дорога, сопки, бескрайние, до горизонта, степи. Актриса Марина Яковлева рассказывала, что в регионах ревностно относятся к приезжающим артистам, считают их своими и очень обижаются, когда актер, пообещавший приехать в прошлом году, отправляется в другое место. А какие подарки актеры привозят из поездок! Это и мед, и орехи, и картины, и варежки с носками, и рыба с икрой, и даже куски руды. Как говорится, чем богаты…
Дальний Восток – особая земля, особое восприятие. Можно назвать его неизбалованным, чистым, честным. Это московская публика будет хлопать из уважения или из-за предыдущего громкого успеха. Приамурский зритель не признает бывших заслуг. Неискренность на сцене или на экране он чувствует очень тонко. Нет, он не уйдет. Подобные кино- и театральные праздники на Дальнем Востоке такая редкость, что, даже попав на плохой спектакль и сразу поняв, что выбор был сделан неудачно, зритель все равно останется в зале. Но вот это заветное “наши играют лучше” в его оценке будет обязательно. (О том, что “Дорогую Памелу” в областном театре поставили лучше, я услышу еще не раз.) В рамках фестиваля прошли спецпоказы новых работ Сергея Соловьева “2АССА2” и “Анна Каренина”. Как в первом, так и во втором фильме – рваный монтаж, сложная композиция. Московские давно бы встали и ушли, амурский зритель оставался в зале, смотрел, думал.
Под конец фестиваля становится понятно, почему актеры любят сюда приезжать, несмотря на долгий перелет и изматывающую разницу во времени. Здесь есть зритель, искренний, честный, ждущий, благодарный. Поездки, скажу честно, нелегкое дело. До поселка Талакан, где находится Бурейская ГЭС, 280 километров, четыре часа на автобусе. Актеры киевской антрепризы – Ада Роговцева, ее дочь Катя Степанкова и другие участники спектакля “Варшавская мелодия-2” – приехали, отыграли, ночью вернулись в Благовещенск, чтобы на следующий день улететь в Хабаровск. А между этими бесконечными переездами в холле гостиницы с восторгом рассказывать, как их принимал зритель. И как именно для этого зрителя они играли. Играли лучше, чем вчера, чем порой бывало на родной сцене.
В противовес ярким антрепризным спектаклям кинопрограмму здесь составляют из кино “не для всех”. Не артхаус – такое бы в Благовещенске вряд ли приняли и не блокбастеры – это было бы полным неуважением к самой идее конкурса, а ярко индивидуальное режиссерское кино. Вера Глаголева, Наталья Бондарчук, Вера Сторожева, Владимир Мирзоев – достаточно, чтобы понять, что рядом с такими именами продюсер не самая главная персона.
“Хочется слышать мнения зрителей”, – обмолвился на пресс-конференции молодой актер. Что же, он их услышал. “Одна война” Веры Глаголевой и “Миннесота” Андрея Прошкина понравились, остальное (а были здесь “Татарская княжна” Ирины Квирикадзе, “Люди добрые” Алексея Карелина, “Непрощенные” Клима Шипенко, “Четыре возраста любви” Сергея Мокрицкого и другие) приняли более равнодушно. Судя по тому, как зал радовался решению жюри, выбор зрителей и профессионалов чаще всего совпадал. Гран-при среди антрепризных спектаклей получили “Американские горки”, в киноконкурсе победила “Миннесота” Андрея Прошкина. Лучшим режиссером в антрепризе был признан Александр Панков (спектакль “Территория любви”), в кино – Владимир Мирзоев (фильм “Человек, который знал все”). Приз зрительских симпатий получила “Одна война” Веры Глаголевой. Эммануил Виторган, Георгий Тараторкин, Елена Яковлева, Ада Роговцева – все те, кому искренне аплодировал зал, – унесли с собой бронзовых журавликов, символы фестиваля. А вот выступавшая на церемонии закрытия Анастасия Стоцкая напрасно просила, чтобы ей громче аплодировали. Зал внимательно выслушал, как она спела песню из репертуара Фрэнка Синатры, и настороженно проводил ее со сцены.
Что произошло? Почему любимица Москвы Елена Корикова не снискала любви приамурских зрителей? Может быть, тысячи и тысячи километров от искусственной, гламурной столицы лишают актеров ауры дутого обожания и делают их такими, какие они есть на самом деле? Не зря же на фестиваль часто приезжают актеры “со стажем” – в Москве искренность не в такой чести, как в Благовещенске, где незаметно все становится на свои места. Где еще, как не здесь, Лариса Лужина, Василий Лановой, Наталья Фатеева соберут полные залы и будут рассказывать не о своих мужьях-женах-детях, а о работе, о вышедших и пропавших фильмах, читать стихи?
Семь часов на самолете – и ты словно возвращаешься в прошлое. Но не во временное прошлое, а в эмоциональное. Благовещенск – современный красивый город. Да, здесь есть улицы с бревенчатыми домами-пятистенками, есть двухэтажные бараки, но в остальном это двадцать первый век во всей красе. Много машин, магазинов, современных бизнес-центров, мигающих неоном гостиниц. Здесь светятся не только лампы фонарных столбов, но и сами фонарные столбы – в их основания встроены диоды, всю ночь красиво меняющие цвет.
И вот в этом городе каждый сентябрь проходит фестиваль “Амурская осень”. Праздник, отшелушивающий все лишнее. Приамурский житель остро чувствует и верно оценивает: “свой – чужой”. Если свой – приезжай еще, если чужой – все равно приезжай, но не расстраивайся, если примем неласково.
В день отлета сонные, так и не перестроившиеся на благовещенский часовой пояс артисты толпились в здании аэропорта. К молодому актеру театра имени Маяковского Ивану Колесникову подскочил мужичок. “Ты адвоката играл? – с ходу перешел он на “ты”. – Погоди, я тебе помидорчиков дам. Домашние”. Иван еще не успел толком ничего сообразить, а в руки ему уже сунули кулек с небольшими крепкими помидорками. “Ешь на здоровье!” – бросил напоследок мужичок и ушел к своей лавке.
Помидоры оказались очень вкусные.
∙