Опубликовано в журнале Октябрь, номер 5, 2009
Некогда Международный Московский кинофестиваль помимо основного, взрослого, конкурса имел еще и детский. Детского кино как у нас, так и за границей было много, смотреть и сравнивать было что. В 90-е, когда и большой-то фестиваль грозил исчезнуть, о детском конкурсе напрочь забыли, к тому же с фильмами для детей у нас тогда было не слишком хорошо.
Не вспомнили о нем, и когда ММКФ возродился. Детское фестивальное движение стало выкарабкиваться самостоятельно, лет десять-пятнадцать назад появилась россыпь кинопраздников для малышей и тех, кто постарше. География самая разная: Москва, “Артек”, “Орленок”. На фестивали с удовольствием приезжали киноактеры – те, кто снимался в детском кино, кто снимал кино для детей и у кого есть дети, которые с удовольствием посмотрели бы детское кино. И поверьте, таких актеров порой собиралось и собирается не меньше, чем на пафосные вечеринки “Кинотавра” и ММКФ.
Сейчас существует несколько крупных форумов, связанных с детским кино: Всероссийский фестиваль визуальных искусств в “Орленке”, Международный кинофестиваль детского и юношеского кино в “Артеке”, Международный детский фестиваль анимационного кино “Золотая рыбка”, Международный фестиваль искусств “Кинотаврик” в Сочи, Международный фестиваль “Сказка” и Московский международный фестиваль фильмов для детей и юношества (тот самый, что когда-то входил в состав большого ММКФ, и возглавлял его Ролан Быков, а теперь ведет директор Фонда Ролана Быкова Армен Медведев). Самое интересное – фильмов хватает всем, конкурсные программы не всегда пересекаются.
Фестивальное движение начинается с летнего сезона. Оно и понятно – когда еще смотреть мультики, сказки и веселые истории, как не на отдыхе? Поэтому два главных киношных фестиваля проходят в летних оздоровительных лагерях – в “Артеке” и “Орленке”. Зрителей – целый лагерь, актеров опять же легко уговорить приехать: все-таки море, лето, юг. Наверное, только здесь срабатывает главный принцип фестивалей – показать как можно большему количеству зрителей новое кино. “Артек” с “Орленком” проходят почти параллельно, в начале июля, и тот и другой фестивали пытаются перетянуть на свое поле интересные картины. За что боролись в этом году? Чисто детских картин, сказок и приключений в этом году вышло немного, потому в разряд “детских” попали “18-14” (Андрес Пуустусмаа), “Розыгрыш” (Андрей Кудиненко) – оба эти фильма были отмечены призами. В “Орленок” приехала “Скалолазка” (Олег Штром) и “Мы из будущего” (Андрей Малюков) – совсем уж условно детское кино. Но, как известно, ребятам может быть интересно всё. Единственный фильм, претендующий на звание чисто детского, – “Золушка 4х4” Александра Баршака и Юрия Морозова – вечная история любви, рассказанная на современном материале. Правда, зрителей “Орленка” он оставил равнодушными. Конкурс “Артека” был разбавлен совместными российско-украинскими и белорусскими картинами: “Родина или смерть”, “Блаженная”, “Прикольная сказка” – названия говорят сами за себя. Будем надеяться, что дальше фестиваля они не пойдут.
На детских кинофорумах нет шумных презентаций и премьер, не проходят пресс-конференции по окончании просмотров. Здесь не создателям задают вопросы: “А как вы это сделали?” – подобными вещами ребята еще не интересуются, а сами создатели спрашивают: “Ну как?”. И самый честный зритель на свете отвечает: “Да, хорошо” или “Нет, плохо” – и без зазрения совести, без мыслей, что кого-то обидел, идет в столовую пить свой дневной компот и есть булочку.
Так случилось с фильмом Александра Баршака и Юрия Морозова “Золушка 4х4. Все начинается с желания”, который после “Орленка” приехал в Сочи на фестиваль искусств. Как ни пытались режиссеры уверить, что фильм хорош и требует пристального внимания – пятнадцать минут просмотра убедили зрителей в обратном. Как ни хорошо играли Александр Головин и Даша Мельникова, но известный сюжет, удушающий газ выхлопных труб (вместо леса и грядок антуражем истории стал автомобильный гараж и слесарная мастерская) задавили малейший интерес к этой картине. Так же далеки оказались для современного зрителя проблемы царскосельских подростков, мучающихся над вопросами справедливости и первого сексуального опыта, – фильм “18-14” прошел незаметно. А вот жизнь современной школы детям неизменно интересна, поэтому картина “Розыгрыш” не раз получала на детских фестивалях если не Гран-при, то призовые места (высокой почетной награды картина удостоилась и в “Орленке”, и в “Артеке”).
Недостачу детского игрового кино у нас с лихвой заменяет анимация. Студия “Пилот” с “Горой самоцветов”, студия “Метроном-фильм” с серией “Колыбельные мира”, студия “Анимос” с циклом “Русская классика – детям”, студия “Мельница”, каждый год выстреливающая новым полнометражным проектом (в этом году им стала лента “Про Федота-Стрельца, удалого молодца”), “Смешарики”, “Лунтик” – всё лучшее ссыпается в фестивальную корзину. Вперед неизменно вырывается “Гора самоцветов”. Прошедший год был особенно удачен на хорошие работы: “Куйгорож” Сергея Меринова, “Заяц-слуга” Елены Черновой, “Гордый мыш” Наталии Березовой – полки у режиссеров дома ломятся от наград этого сезона.
Южные кинофестивали во многом все-таки – дополнение к летнему отдыху детей. Смены в лагерях так и называются “киношными”, они даже стоят чуть дороже простых смен. Специально организованные праздники держатся в памяти дольше. Такими стали Международный фестиваль детского анимационного кино “Золотая рыбка” и Детский международный фестиваль искусств “Кинотаврик”.
Еще три года назад “Золотая рыбка” проходила в Москве, собирала у себя детские анимационные студии, взрослых аниматоров, прокатывалась по столице несколькими праздниками – Бумажным балом и балом Сладкоежек, десятком просмотров и бесконечной чередой экскурсий. Показывали кино, созданное как самими детьми, так и взрослыми для детей. Федор Хитрук, неизменно сидевший в первом ряду Дома кино на открытии и закрытии фестиваля, царски кивал пробегающим мимо ребятам. Замкнутый Юрий Норштейн пускал юных аниматоров в свою студию, рассказывал о том, как рождались “Ежик в тумане” и “Шинель”. И если до этой встречи кто-то еще подумывал, подаваться ему в сложный мир кино или лучше пойти на кондитера, то после решал окончательно – только мультфильмы. Вильнув хвостом, золотая рыбка удачи загнала фестиваль в Ярославль, переместила с благодатной весны на последнюю неделю августа. Правда, и в этом проявились свои плюсы: уже не детские студии приезжали в Москву, чтобы себя показать и на других посмотреть, а к детским студиям стали наведываться знаменитости. На ярославской земле таких студий много – наверное, сказалось влияние оскароносного Александра Петрова, живущего в славном городе Ярославле. Юрий Норштейн, Александр Леньков, Игорь Волчек, болгарский аниматор Андрей Кулев – все они с таким азартом и любовью рассказывали о своей профессии, что в результате расшевелили задремавшую провинцию.
…Деревня Кладово Пошехонского района, домов не больше ста, школа, где учатся один-два класса. На встречу пришло человек пятнадцать. Этим мальчишкам и девчонкам болгарин Андрей Кулев, с сильным акцентом рассказывающий, что такое анимация и зачем она нужна, вероятно, казался инопланетянином. Можно было предположить, что такая встреча в дождливый день, накануне 1 сентября, вряд ли заинтересует ребят. Так нет же, просидели полтора часа: смотрели болгарские мультфильмы без перевода, засыпали вопросами, а потом выясняли, где на аниматоров учатся, что для этого нужно, вспомнили, что кто-то из кладовцев уже учится во ВГИКе, а значит, дорога не закрыта, значит, можно попытать счастья…
В этом и есть ценность детских фестивалей – они заражают желанием что-то делать. Ставить цель и достигать ее. Именно достижением цели стал в этом году детский фестиваль искусств “Кинотаврик” в Сочи, оживляющий южный город в дни осенних каникул. Сочи не удивишь праздниками, но “Кинотаврик” в череде событий, проходящих в этом городе, смотрится вполне достойно. Для многих ребят поездка сюда – а едут в буквальном смысле со всей России, от Красноярска до Мурманска – шанс заявить о себе, спеть, станцевать, стихотворение прочитать. Завсегдатай фестиваля, Борис Грачевский, художественный руководитель “Ералаша”, может и к себе на съемку пригласить. Юных актрис на свой новый полнометражный проект “Крыша” он искал именно здесь.
Конкурс “Кинотаврика” порадовал настоящим детским кино. Что американские (“Золотой компас” с Николь Кидман и Дэниэлом Крейгом в главных ролях, “Остров Ним” с Джоди Фостер), что российские картины (приключенческая история “Сезон открытий” Вячеслава Афонина, где двое подростков на море ищут клад, фэнтези-сказка “Русичи” Адель Аль-Хадад) – все это подлинное кино для детей, сказочное, фантастическое и очень красивое. Выбирать было из чего, правда, очень строгое жюри, куда входили юные актеры, решило никому Гран-при не давать. А скорее всего это произошло из-за того, что наши фильмы не в состоянии были соперничать с сильной, качественной иностранной продукцией. “Золотой компас” – фильм впечатляющий, красивый, с компьютерной графикой и хорошей актерской игрой. Но вот не дали приз. Почему? Как говорится, догадайтесь сами.
Зато на фестивале “Сказка” не побоялись дать Гран-при американской ленте “Остров Ним” – прекрасной фантастической истории про девочку, которая любила читать книжки, и про писательницу, которая эти книжки писала. Да и звание “Лучший игровой фильм” досталось американо-британской картине “Хроники Нарнии. Принц Каспиан”.
Фестиваль “Сказка”, а вместе с ним и Московский международный фестиваль фильмов для детей и юношества завершили прошедший киногод. Название первого смотра говорит само за себя: понятно, что здесь представляют только сказки, а их сейчас в анимации больше, чем в кино; как следствие, Гран-при форума в категории “полнометражное анимационное кино” получил проект студии “Мельница” “Про Федота-Стрельца…”. На 25-м же фестивале для детей и юношества в разных программах показали более пятидесяти игровых и анимационных фильмов из шестнадцати стран, среди которых Россия, Австрия, Великобритания, Германия, Греция, Дания, Ирландия и другие. В главном соревновании участвовали одиннадцать лент. Россию представляли две картины: “Двенадцатое лето” Павла Фаттахутдинова и “На мосту” отца и сына Разумовских, Андрея и Андрея. В программе такого серьезного смотра чисто детского кино немного. И “На мосту” (о приютских детях), и “Двенадцатое лето” (тоже о далеко не благополучных мальчиках) – скорее картины о детях, чем для детей. Победил в конкурсе фильм “Двенадцатое лето”, что в некоторой степени показательно.
А вот открыл текущий год День детского кино, выпадающий на 8 января (в этот день в 1998 году был устроен первый специальный кинопоказ для детей), организованный Московским детским фондом. На сцену, как всегда, вышел Дмитрий Иосифов, заметно подросший, но не сильно изменившийся Буратино из фильма-сказки Леонида Нечаева. Обычно он говорит о том, что дети и кино – две вещи неизменные. Кино было придумано большими детьми, а то, что сейчас кино так сильно любят, по мнению Дмитрия Иосифова, говорит о пресловутой инфантилизации нашего общества. Детское кино, как лакмусовая бумажка, показывает состояние общества: если фильмы для детей есть, значит, все неплохо, как только они исчезают, становится “неладно что-то в датском королевстве”. Тем не менее все будет неплохо, потому что Алла Сурикова собирает вокруг себя режиссеров детского кино, на этот год уже намечено две премьеры смешных комедий для детей. Значит, все будет!
∙