Опубликовано в журнале Октябрь, номер 12, 2008
Отрадно, что тут, в Крыму, все сразу – и море, и солнце, и холмы, и вино, и любовь, и поэзия. В известном смысле все это суть одно. Даже дельтапланы. А Восточный Крым мил поэтическому сердцу своей неуловимой особинкой, чувствительно уловленной гением места, Максимилианом Волошиным.
Невозможно избавиться от мысли, что, в частности, в Коктебеле волошинская аура по-прежнему обитает, порождая новые завихрения – всех вышеупомянутых стихий.
Путеводители неизменно растолковывают нам, что Коктебель (Köktöbel) ñледует переводить с крымско-татарского как “край голубых холмов” (kök – серо-голубой, töbe – холм, el – край, местность). Однако ученые настаивают, что словом töbel в крымско-татарском называют “звездочку” на лбу у животного. А kök töbel çначит “серый [конь] со звездочкой на лбу”. Красиво? Вполне.
Таковой “звездочкой на лбу” здешних холмов, пожалуй, и стал Волошин, а последние шесть лет – и связанный с ним Международный Литературный Волошинский фестиваль. И тут наш первый благодарный поклон – “мотору” этого действия, поэту, журналисту, подвижнику культуры Андрею Коровину, ежегодно собирающему в виду потухшего 150 миллионов лет назад вулкана Карадаг немалое поэтическое сообщество.
Может, общий энергетический ключ к разгадке здешней повышенной поэтической и иной напряженности кроется и в том факте, что вулканы, как уверяют биоэнергетики, являются прямыми каналами связи земного ядра с космосом. По статистике, которую обухом не перешибешь, средняя продолжительность жизни в таких регионах на шесть–восемь лет выше, а уровень заболеваемости ниже в полтора–два раза. В этом смысле юго-восток Крыма уникален, как и некоторые места на Памире, в Тибете, Пиренеях, Кордильерах, на острове Пасхи. Вот и у коктебельской скалы Сюрю-Кая, поговаривают, подпитывался энергией тот самый древний целитель Эскулап (Асклепий). И сегодня тянутся и тянутся сюда люди.
А поэты – они ведь тоже чем-то похожи на людей.
Можно заметить, что в сентябре людскую массу отдыхающих вынести здесь еще хоть как-то можно. Боязно думать, что же тут теперь делается в июле-августе.
Сервис улучшается, число частных гостиниц растет, однако те формы “отдыха”, которые выбирает наш народ, зачастую ужасают. На Дом Волошина глядишь порой с болью в сердце, как на “Титаник”, тщетно (?) выглядывающий из агрессивных пучин.
Скажу о своих фестивальных впечатлениях сентября 2008 года.
Полагаю, что в этом году программа фестиваля была выстроена продуманно и содержательно. Уменьшена продолжительность выступлений, сокращен список авторов. К общему удовлетворению, на каждый фестивальный день пришлось яркое поэтическое событие. Запомнились как интересные, содержательные парные вечера – Юрия Кублановского и Александра Кабанова, Алексея Цветкова и Михаила Айзенберга, так и сольные – грандиозно читающих свои замечательные сочинения Евгения Рейна и Владимира Алейникова. К слову, выступление известного СМОГиста было инициировано редакцией журнала “Октябрь”, опубликовавшего в № 8 с.г. начало алейниковской стихопрозы “Складень”.
Отметим и “поэтический дуэт”, имевший место на вилле “Basso”, принадлежавшей солисту Большого театра Станиславу Сулейманову (скончавшемуся в 2007 г.), а ныне его жене, Алле Басаргиной, главному концертмейстеру и заместителю художественного руководителя Центра оперного пения Галины Вишневской. Тут состоялась церемония вручения 1-й Международной Литературной Волошинской премии. Накануне, ознакомившись с шорт-листом премии в номинации “Брега Тавриды”, включившей десять имен, я в частном письме заметил, что наиболее соответствуют духу и теме премии (не говоря о версификационном уровне), по моему разумению, харьковчанка Ирина Евса и симферополец Андрей Поляков. Рад, что в результате совпал со мнением жюри. И рад поздравить моих дорогих друзей с наградами. Мне показалось, что стихи, прочитанные на вилле “Basso” И. Евсой, были предпочтительней тех, что прочел А. Поляков. То есть я ожидал, что Поляков прочтет свои “канонические” крымские опусы, давно нами любимые, но лауреат решил обнародовать, что тоже понятно, стихи преимущественно новые.
Сердечно было воспринято собравшимися и сообщение о том, что в номинации “За вклад в культуру” Волошинской премией посмертно отмечен В. П. Купченко, первый директор Дома-музея М. А. Волошина, автор многих монографий и книг о знаменитом коктебельце.
С неизменным интересом мы послушали стихи авторов, и прежде нам известных и ценимых – Б. Херсонского, Н. Бельченко, М. Ватутиной, Е. Дорогавцевой, Е. Лапшиной, Е. Буевич, В. Месяца, А. Минаковой, А. Остудина (это его строка вынесена в заголовок).
Порадовало расширение географического представительства среди участников – как конкурса, так и фестиваля. Были представлены литераторы России, Украины, Молдовы, Армении, Румынии, Великобритании, Франции, Германии, США.
Обращает на себя внимание факт, что в этом году в пяти номинациях из одиннадцати жюри не присудило лауреатских званий, ограничившись дипломами. Год на год не приходится, посему пока не будем пытаться вдаваться в причины – то ли некоторого падения уровня конкурсантов, то ли возросшей взыскательности жюри.
Как член жюри в новой номинации, “Перевод стихотворения современного автора с украинского языка”, замечу, что конкурс здесь раскачивался медленно, однако по мере приближения к рубежному сентябрю обрушился поток весьма интересных произведений, среди которых непросто было выбирать лучшее.
Как всегда, наблюдатели не остались равнодушными к тому, какие именно призы вручались победителям Волошинского конкурса вместе с красивыми дипломами. Если в прошлый раз обратили на себя внимание чудесные тома поэта Евгения Блажеевского, то в этот каждому победителю были вручены также по две больших иллюстрированных книги: избранные произведения М. Волошина (Москва, 2008) и литературно-художественный альманах “ДвуРечье” (Харьков–Санкт–Петербург, 2004), издание которого было инициировано поэтами-харьковчанами Андреем Дмитриевым, Ириной Евсой, Станиславом Минаковым и поддержано губернатором Харьковщины Евгением Кушнаревым. Харьковчане благодарны за оказанную оргкомитетом честь – возможность представить свой проект в таком качестве на столь престижном форуме.
Порадовало также появление зрительского жюри, отмечавшего своих избранников оригинальными призами – серебряными рюмками.
Турнир поэтов представлял собой площадку молодняка. Ну и пусть себе молодежь играет мускулами! И в этой связи – наш особый поклон жюри, отправившему во второй раунд турнира авторов, опусы которых можно было слушать без отвращения.
Пожелаем к 2009 году организационного успеха Дмитрию Лосеву и Виктору Бойко, взявшим на себя титаническую ношу – издание многотомника (уже собрано, кажется, чуть ли не шесть томов) стихотворений о Крыме.
А хорошо бы так исхитриться, чтобы если и не теперь, то хоть к десятилетию Волошинского форума издать большой красивый том – с фотографиями всех фестивальных лет, с чудесными лицами, со стихами и репликами-впечатлениями. Материалы-то собраны уже немалые, а это все – наша живая история, хорошо бы ее оформить. Как сказал хороший писатель, рама – это уже мысль о мире.
∙